AMX50 100/AMX50 120

AMX50 100Вторая мировая война и многолетняя оккупация привели к тому, что французская танкостроительная отрасль оказалась в состоянии упадка. Танк проекта ARL-44, предложенный к серийному производству в 1944 году, сразу после освобождения Франции, этой проблемы не решал: ещё не воплотившись в металле, он уже морально устарел на фоне бронированных монстров СССР, США и Германии. Перед французскими конструкторами была поставлена задача как можно быстрее разработать танк, который отвечал бы современным требованиям и был бы не хуже, чем немецкий «Тигр» или советский ИС.

По сравнению со своими коллегами из других стран, французы имели куда меньший опыт в создании танков. Однако вместо того, чтобы разобрать по винтику какую-нибудь трофейную технику и просто скопировать её, они решили поэкспериментировать. И результат, надо признать, получился очень интересным.

AMX50 100 на полигонеНе занимаясь откровенным копированием чужой техники, французские конструкторы всё-таки позаимствовали немало технических решений из доставшейся им документации по немецким танкам серии «Е». Первый прототип, получивший название AMX M4, внешне напоминал германский «Королевский тигр». В нём применялась аналогичная подвеска с шахматным расположением катков и внутренней амортизацией. Двигатель и трансмиссия располагались в кормовой части машины. Танк «в металле» не строился.

AMX50 100 на парадеПосле испытаний было принято решение установить на новый танк более защищённую башню и усилить орудийное вооружение, установив в новую башню 100-мм орудие. И здесь французы отличились по-настоящему, создав так называемую качающуюся башню. Главной её особенностью было то, что она состояла из двух частей. Орудие неподвижно закреплялось в её верхней части и не имело маски. Вертикальная наводка орудия осуществлялась подъёмом и опусканием всей верхней половины башни. Горизонтальная наводка производилась вращением нижней части. В качестве неоспоримых преимуществ такой конструкции следует отметить существенное уменьшение объёма и габаритов башни, а также отсутствие необходимости в установке механизма для подъёма и опускания пушки. Кроме того, в эту башню можно было установить автомат заряжания, что сокращало экипаж на одного человека (заряжающего).

Первый автомат представлял собой кассету, похожую на револьверный барабан. В неё устанавливалось шесть снарядов; наполнять кассету надо было вручную.

Новый танк получил наименование AMX-50-100. Кроме изменения конструкции башни и вооружения, также была доработана ходовая часть, усилена до 120 мм лобовая броня и установлен тысячесильный бензиновый двигатель. Он должен был разгонять танк до 60 км/ч, однако за два года испытаний, доработок и исправлений скорость так и не удалось поднять выше 51 км/ч. Хотя и этот результат для тяжёлого танка был весьма неплох.

В 1951 году, помимо продолжения испытаний AMX-50 со 100-мм орудием, начались работы над моделью, оснащённой более мощной пушкой калибра 120 мм. Этот танк получил индекс AMX-50-120. Танк разрабатывался как средство противостояния находившимся на вооружении СССР тяжёлым машинам ИС-3 и Т-10.

AMX50 100Как и его предшественник, этот танк оснащался качающейся башней и автоматом заряжания. Была изменена конструкция корпуса, в частности, лобовая броня получила форму, очень напоминающую «щучий нос» советского ИС-3. Помимо основного 120-мм орудия, в башне также были установлены пулемёты калибра 7,5 мм, предназначавшиеся для борьбы с пехотой противника. Броневой корпус машины сделали литым, что увеличило его прочность. Танк стал тяжелее на 5 тонн.

В целом машина получилась удачной, хотя проблем и недостатков тоже хватало. Даже усиленная броня AMX-50-120 не была достаточной для защиты от снарядов тяжёлых танков потенциального противника. Увеличение массы сказалось на надёжности ходовой части и динамике танка. Закончились неудачей работы по увеличению мощности двигателя. Французы хотели получить машину, способную разгоняться до 65 км/ч. Для этого им требовалось 1200 «лошадей», но, как ни бились техники, больше 850 л. с. выжать из мотора не удалось.

Обратную сторону медали имело и увеличение калибра орудия. Как мы помним, кассета автомата заряжания перезаряжалась вручную. 100-мм снаряды имели приемлемый вес, в то время как масса 120-мм снаряда превращала перезарядку в адский труд.

Французы гордились своим новым танком. Они говорили, что AMX-50 сочетает в себе мобильность «Пантеры», огневую мощь ИС-3 и надёжность «Шермана». Новая разработка заинтересовала, кроме французских военных, также Германию, с которой была заключена предварительная договорённость на поставки AMX-50.

Если не принимать во внимание радужные настроения создателей танка, то его реальная эффективность представляется весьма спорной. С одной стороны, благодаря своей мобильности и автомату заряжания, обеспечивающему высокий темп стрельбы, танк мог стать серьёзным противником в краткосрочном боевом столкновении. Однако слабая броня и малый объём боекомплекта делали его именно машиной стремительной атаки, совершенно не приспособленной к затяжному бою.

До серийного производства AMX-50 так и не дошёл. Было построено всего пять экземпляров этой, безусловно, интересной машины. Существуют разные версии относительно того, почему так произошло. Некоторые исследователи говорят, что танк был недостаточно защищён, особенно перед набирающими популярность кумулятивными боеприпасами. Из-за особенностей конструкции башни было очень сложно защитить экипаж от поражения химическим оружием и от воздействия радиации. Наконец, сами качающиеся башни никак не вписывались в концепцию по унификации техники и вооружений блока НАТО.

Есть и другая версия, согласно которой танк был «похоронен» коррумпированными чиновниками. После окончания войны в Корее у США образовался избыток танков, которые надо было кому-то продать. Военные чиновники провернули выгодную сделку, и вместо оригинального AMX-50 на вооружение Франции был поставлен американский танк М47 «Паттон».

Обсудить материал можно здесь.

Проект TOG AMX50 100/AMX50 120 WZ-120