КВ-2

Боевые испытания опытного танка КВ в боях на Карельском перешейке в декабре 1939 года показали, что его броня отлично «держит» попадания финских противотанковых орудий. А вот 76-мм орудие сочли недостаточно мощным для борьбы с бетонными укреплениями. Поэтому Военный совет Северо-Западного фронта выдвинул Кировскому заводу требование: установить на четыре танка КВ из установочной партии крупнокалиберное орудие, способное разрушать доты и бетонные противотанковые надолбы.

Проект требовалось разработать очень быстро, потому что Красная армия серьёзно увязла в финской обороне. Конструкторов перевели на казарменное положение, они работали по 18 часов в сутки. И смогли полностью закончить проект всего за две недели.

Новую модификацию КВ решили вооружить 152-мм гаубицей М-10 образца 1938/1940 годов. Установить её в стандартную башню КВ не представлялось возможным, поэтому инженеры СКБ-2 создали четырёхугольную башню больших размеров. Причём эту конструкцию, которая была чуть ли не вдвое больше обычной башни, ставили на тот же самый погон!

Таким образом, танки КВ были разделены на два типа. Машина, оснащённая 76-мм орудием, именовалась в документах «танк с малой башней». Модификацию со 152-мм гаубицей называли «танк с большой башней». Привычные нам обозначения КВ-1 и КВ-2 появились только в 1941 году.

Танк КВ-2 из установочной серииВ феврале 1940 года танки из установочной партии КВ прибыли на Карельский перешеек. Они были сведены в отдельную тяжёлую роту под командованием капитана И. Колотушкина. Кроме КВ в состав роты также был включён один экспериментальный двухбашенный тяжёлый танк Т‑100. К сожалению, проверить эффективность новых танков против бетонных укреплений и огневых точек не удалось, потому что ко времени их появления в зоне боевых действий основную полосу финской обороны уже успели взломать. Тем не менее, по докладам экипажей КВ, советским «тяжеловесам» за время боёв удалось уничтожить 14 противотанковых орудий и 11 дзотов.

При стрельбе по гранитно-бетонным противотанковым надолбам оказалось, что если надолб не зарыт в землю, а просто установлен на поверхности (к примеру, на шоссе), то взрывом 152-мм снаряда его просто переворачивает или разбивает на большие куски. Так или иначе, проход для танка все равно сделать не получалось, приходилось звать на помощь сапёров.

Как и во время боевого испытания в декабре, подтвердилась чрезвычайно высокая устойчивость КВ к огню противотанковой артиллерии. Случалось, что финны вообще переставали вести огонь по танку после нескольких попаданий, не давших эффекта. Зато очень серьёзной проблемой были мины. Как и полагается штурмовому танку, КВ-2 шёл впереди и первым попадал на минное поле. Типичными повреждениями от подрывов были разрушенные гусеницы и оторванные передние катки.

КВ-2 образца 1940 годаУже во время финской войны вскрылись серьёзные недостатки конструкции танка. Из-за большой массы КВ-2 часто наглухо застревали в мягких грунтах. Громадная тяжёлая башня и слишком мощное орудие требовали, чтобы танк вёл огонь только стоя на месте. Причём желательно на ровном. Выстрел из 152-мм гаубицы на ходу или в наклонённом положении приводил к повреждениям танка. К тому же из-за малого диаметра погона категорически не рекомендовалось стрелять с башней, развёрнутой перпендикулярно корпусу. При нарушении этих требований машину ждала как минимум заклинившая башня. В более серьёзном случае танк получал такой удар отдачей, что выходили из строя узлы двигателя и трансмиссии.

На всём протяжении использования танков КВ в войсках промышленности так и не удалось наладить выпуск достаточно надёжных в эксплуатации узлов и агрегатов. Коробка передач, например, в большинстве случаев не могла отработать без поломок даже тот ресурс, который гарантировали производители. Из-за плохих фильтров танки быстро выходили из строя при движении по пыльным дорогам. Плохо работала система охлаждения. Постоянно ломались бортовые фрикционы. Печально, но никакие требования и рекламации заводам-изготовителям не помогли изменить ситуацию к лучшему.

Стоит также упомянуть о плохом обзоре из машины и слишком большой массе танка. Последнее было бедой не только для самого КВ, который мог пройти далеко не по всем грунтам и не по каждому мосту, но и для других частей. Например, если КВ-2 проходил по просёлочной дороге, он так разрушал ее гусеницами, что движение колёсной техники после него часто становилось невозможным.

КВ-2К 1 июня 1941 года в войсках было 134 танка КВ-2. При этом сразу в бой могли пойти менее 20 машин: остальные были в ремонте либо не имели экипажей. Кстати, недостаток грамотных экипажей был серьёзной проблемой частей, вооружённых тяжёлыми танками. КВ были очень специфическими машинами, их было весьма затруднительно быстро освоить тем, кто в учебных частях ездил на Т-26 или на танкетках. Между тем многих танкистов готовили именно так.

Все вышеперечисленное аукнулось после начала Великой Отечественной войны. Да ещё и усугубилось низким уровнем руководства танковыми войсками, характерным для Красной армии в 1941 году. Отсутствие боевого опыта у командиров приводило к тому, что танковые части нередко получали приказы, которые не только были ошибочными, но и противоречили друг другу. Танкистам, выдвинувшимся в одну точку, внезапно меняли место назначения на совершенно иное, порой даже не по одному разу. Машинам приходилось совершать бесцельные многокилометровые марши. Количество поломок во время таких передвижений было огромным. А если танк выходил из строя и поблизости не было ремонтников, его приходилось бросать, по возможности взорвав, чтобы не достался врагу. Даже если возможность ремонта имелась, КВ ещё надо было как-то отбуксировать в тыл. С учётом его массы — задача непростая. Как правило, повреждённые танки эвакуировали тракторами «Ворошиловец». Чтобы утащить КВ, требовалось как минимум два таких трактора.

К сожалению, в первые дни войны танки вообще было затруднительно эвакуировать, потому что немцы наступали очень быстро и повреждённые машины оказывались на захваченной территории.

Немцы осматривают брошенный КВ-2Но всё же надо отдать должное КВ-2. В тех случаях, когда этому танку всё-таки удавалось вступить в бой с немецкими войсками, агрессорам приходилось несладко. Тяжёлые советские машины выдерживали огонь большинства противотанковых и танковых орудий вермахта, а вот попадание 152-мм снаряда практически гарантированно уничтожало любой немецкий танк. Имеются свидетельства того, как КВ-2, по которому вёлся интенсивный огонь, спокойно добирался до позиций противотанковой артиллерии, давил и расстреливал пушки. Та же участь ждала и гитлеровские танки, особенно лёгкие. В целом, если находились опытные танкисты и грамотные командиры, танки КВ обоих типов неизменно наносили противнику большой ущерб. Увы, на первом этапе войны таких случаев было значительно меньше, чем хотелось бы.

КВ-2. Центральный музей Вооруженных силПроизводство танков КВ-2 прекратили в октябре 1941 года. Причинами такого решения стали как технические недостатки машины, так и то, что фактически этот танк был просто не нужен армии в начале Великой Отечественной войны. 152-мм пушка, например, явно была лишней тогда, когда с лихвой хватало 76-мм орудия на Т-34 или КВ-1. Добавим также значительно больший расход материалов на постройку КВ-2, и получается, что этот исполин был обречён на вымирание.

Последнее применение танков КВ-2 в боях против гитлеровцев состоялось в ходе битвы под Москвой зимой 1941–1942 годов. Так получилось, что башня одного из этих танков провоевала дольше машины, с которой была снята. Эта башня была установлена на бронепоезд «За Родину», который сражался на южном направлении до 17 июля 1942 года, после чего погиб под ударами гитлеровской авиации.

В наши дни единственный полностью аутентичный КВ-2 можно увидеть в Центральном музее Вооружённых сил в Москве.

Обсудить материал можно здесь.

Скачать рендеры данной техники во всех разрешениях можно здесь.

КВ-1 КВ-2 Tiger I
Закрыть