БТ-2

БТ-2

В конце 1929 года состоялось заседание коллегии Главного управления военной промышленности. Основной вывод, который был сделан из этого заседания: советская танкостроительная отрасль не может полноценно решать задачи по обеспечению РККА бронетехникой. Танки отечественного производства уступают зарубежным аналогам, сроки проектирования новых машин не выдерживаются, конструкторы танков не имеют надлежащего опыта. На заводах не хватает материалов, станков, инструментов и квалифицированных кадров.

На основании этого комиссия пришла к выводу: если не получается своими силами, то будем пользоваться зарубежным опытом. Надо приглашать конструкторов, надо покупать образцы техники и документацию. 30 декабря в США отправилась делегация, которую возглавлял начальник Управления механизации и моторизации РККА Иннокентий Халепский. Задачами делегации были знакомство с передовыми образцами бронетанковой техники и её закупка. Первоначально делегацию больше всего интересовали разработки фирмы Cunningham. Но оказалось, что эти танки не соответствуют заявленным тактико-техническим характеристикам и сильно отстают от уже закупленных для СССР танков Виккерса. Поэтому дальнейшие переговоры с компанией Cunningham были прекращены, а внимание советской делегации переключилось на колёсно-гусеничные машины Джона Уолтера Кристи.

Несмотря на то что танки Кристи демонстрировали рекордную по тем временам скорость, интереса в американской армии они не вызвали, так как в то время главным оружием США считался флот. Армия же находилась на вторых ролях, и танков у неё было немного (а зачем много танков, если вероятность вторжения противника на территорию Штатов исчезающее мала?). Ознакомившись с танками Кристи, Халепский впал в сомнение. С одной стороны, эта машина совершенно не вписывалась в намеченную схему танкового вооружения СССР. С другой стороны, конструктор хоть и относился неприязненно к коммунистическому строю, но охотно шёл на сотрудничество. Он не только был готов поделиться всей документацией по своему танку, но даже соглашался поехать на работу в Советский Союз. Причина такой внезапной лояльности была проста: конструктору предложили очень неплохие деньги.

Последние сомнения относительно того, стоит ли закупать танки Кристи, отпали у советских делегатов, когда оказалось, что интерес к этим машинам проявляет Польша. Как раз в это время, случись кому-то составить рейтинг злейших врагов СССР, Польша точно вошла бы в тройку лидеров. В придачу у неё была весьма мощная для тех времён армия и быстро развивающийся бронетанковый парк.

28 апреля 1930 года был подписан договор на поставку двух танков Кристи со всей сопутствующей документацией. Это были новые образцы, которые назывались М1940. За два танка, документацию и лицензию на производство СССР собирался заплатить 60 тысяч долларов. Но, когда заказанные машины добрались до Союза, оказалось, что у них почему-то не хватает башен, вооружения и части технической документации. За это с Кристи удержали 25 тысяч долларов. Конструктор обиделся и работать в СССР не поехал.

Прибывшие машины отправили на испытания. Чтобы получить объективную картину динамических характеристик, требовалось как-то компенсировать недостающую массу «безбашенных» машин. Башня взамен ещё не разрабатывалась, так что сверху на танк просто установили балласт весом 800 килограммов.

Испытания показали, что детище Кристи представляет собой капризную и ненадёжную машину. Попытка резкого разворота на большой скорости на травянистом грунте привела к поломке кронштейна направляющего катка с правого борта. Поломку чинили двое суток, но после ремонта танк смог пройти всего 500 метров, после чего кронштейн сломался снова. Его опять починили, он опять сломался. График испытаний грозил полететь в тартарары, поэтому приняли решение: дальнейшие испытания проводить только на колёсном ходу. Но и в таком варианте шасси М1940 показывало себя не с лучшей стороны. На колёсах танк с трудом двигался по пересечённой местности, а в песке и вовсе застрял намертво. Мехвод сильно уставал из-за того, что ход машины был неравномерным, на больших скоростях руль буквально вырывало из рук. Двигатель танка нуждался в частой регулировке клапанов. Не всегда хватало мощности аккумулятора для запуска, а в холодную погоду танк вообще приходилось заводить с буксира. Коробка передач сильно нагревалась уже на втором-третьем часу движения и часто выходила из строя. Передний люк танка был слишком мал для посадки и высадки экипажа, и танкистам приходилось залезать внутрь через отверстие для башни.

Несмотря на довольно сомнительные данные танка, показанные на испытаниях, его всё-таки решили запустить в производство. Надо было дать новой машине какой-то индекс. В соответствии с принятой в советских войсках сквозной системой индексации следовало называть её Т-28 или Т-29. Но, как уже говорилось, танк Кристи не вписывался в схему бронетанкового вооружения, поэтому ему придумали отдельное двухбуквенное именование — БТ (быстроходный танк).

Производство БТ планировали развернуть на Ярославском автозаводе. Но быстро стало ясно, что ярославцы с заказом не справятся. Завод «Большевик», который предполагался в качестве альтернативы, был чрезмерно загружен. И тут внезапно оказался свободен Харьковский завод им. Коминтерна, с которого сняли заказ на изготовление 200 танков Т-24. Производство БТ перенаправили туда.

Скверное поведение танка Кристи на испытаниях показало, что прямое его копирование невозможно. А башню вообще надо было разрабатывать с нуля. Доводка танка до ума была возложена на конструкторское бюро под руководством Н. Тоскина.

В 1931 году планировалось выпустить 6 опытных танков БТ для участия в параде 7 ноября. Но руководство Харьковского завода не горело желанием срочно осваивать выпуск нового незнакомого танка. Решение пришлось продавливать с самого верха. С трудом удалось к празднику построить три машины, из которых только две всё-таки поучаствовали в параде. У третьего танка возник пожар в моторном отсеке. Этот инцидент привёл к тому, что командование всерьёз усомнилось в целесообразности выпуска БТ. Но в итоге решили, что продолжать всё-таки надо.

Освоение серийного производства БТ шло медленно. Дефицит наблюдался буквально во всём: в сырье, оборудовании и квалифицированных кадрах. Смежные производства постоянно срывали поставки. На 1 января 1932 года вместо 50 комплектов шарикоподшипников было отгружено всего 7. В наличии имелось только 8 двигателей «Либерти», 3 комплекта корпусных деталей и 4 коробки передач. С двигателями вообще было трудно. В СССР мотор «Либерти» выпускался под названием М-5, но к этому времени уже был снят с производства. Пришлось закупать в США все оставшиеся там двигатели этого типа, даже неисправные и подержанные. Эти моторы трудно заводились, постоянно перегревались, а иногда даже самопроизвольно загорались.

На данном этапе танк БТ получил сомнительную славу машины с непревзойдённым числом поломок. Выходили из строя двигатели, ломались траки производства Краматорского завода, сделанные из некондиционной стали, плохо работали коробки передач.

Большинство первых танков типа БТ отправили в войска без вооружения, потому что пушка ПС-2, которую хотели устанавливать на танк изначально, не пошла в серийное производство. Зато была принята на вооружение пушка Б-3, представлявшая собой гибрид ПС-2 и немецкого орудия 1К фирмы «Рейнметалл». Но эта пушка производилась чуть ли не кустарным способом, и полностью обеспечить ею танки не было возможности. В качестве временной меры прямо в войсках танки вооружали спаренной пулемётной установкой. В будущем планировали заменить их на орудие 45 мм, но этого так и не было сделано, так что большая часть БТ осталась вооружённой  пулемётами.

Вообще, за время серийного выпуска БТ имел четыре варианта вооружения:

  • два пулемёта в одной установке;
  • два пулемёта в одной установке и третий в отдельной;
  • пушка калибра 37 мм без пулемёта;
  • пушка калибра 37 мм и пулемёт в отдельной установке.

В 1932 году было выпущено 396 танков БТ. В 1933 году танк переименовали в БТ-2 и построили ещё 224 штуки.

Войска новый танк не порадовал. Слишком проблемной была новая машина. Гарантированно хорошо у неё получалось только удивлять высокое начальство рекордными прыжками в длину с трамплина. БТ-2 рассматривался большей частью как учебная машина, а со временем, по мере появления в войсках более совершенных танков, БТ-2 практически полностью были переведены на выполнение учебных и вспомогательных задач.

Танк производился в 1932 и 1933 годах. В связи с его модернизацией и началом производства уже под индексом БТ-5 выпуск БТ-2 прекратили.

Несмотря ни на что, этот танк стал этапным для советского танкостроения. На нём впервые были использованы мощный двигатель, колёсно-гусеничный ход, свечная подвеска и довольно мощная для того времени пушка. Если сравнивать БТ-2 с его зарубежными современниками, то окажется, что советский танк был одним из лучших. Вплоть до конца 1930-х годов танк был машиной «на уровне».

Впервые БТ-2 участвовали в бою во время конфликта на реке Халхин-Гол в 1939 году. Затем они сражались во время похода Красной армии в Западную Украину и Белоруссию. Значительное количество БТ-2 принимало участие в советско-финской войне. В последнем конфликте большая часть потерь среди этих танков была небоевой: машины выходили из строя по техническим причинам и отправлялись на ремонт.

К 1941 году танк устарел окончательно. Его броня защищала только от пуль, а с близких дистанций без проблем пробивалась даже из противотанковых ружей. Любой немецкий танк, кроме пулемётного PzKpfw I, гарантированно поражал БТ-2 с любых дистанций. Использовать БТ было можно только для разведки, патрулирования и иных вспомогательных задач в составе крупных танковых соединений. Но обстановка первого года войны не давала выбора.

Всего в Великую Отечественную войну сражалось около 390 БТ-2. Они входили в состав моторизованных соединений мехкорпусов и участвовали в боях практически по всему фронту. Большинство существующих машин было уничтожено в течение лета и осени 1941 года. До 1943 года эти танки продолжали воевать на Ленинградском фронте. Есть фотография пулемётного БТ-2, датированная летом 1942 года. По некоторым данным, отдельные экземпляры танка были в строю ещё в 1944-м.

До настоящего времени ни одного экземпляра БТ-2 не сохранилось.

Обсудить материал вы можете здесь.

Рендеры данной машины во всех разрешениях находятся здесь.

МС-1 БТ-2 Т-26
Закрыть