T1 Cunningham

T1 Cunningham

Лёгкий танк T1E2 (Aberdeen Proving Ground, USA, 1983)В начале ХХ века ещё никто не мог предположить, что танкам суждено стать главной ударной силой армии. Считалось, что танки должны быть средством поддержки пехоты: прикрывать наступающих солдат своей бронёй и помогать им в подавлении огневых точек противника. Борьба с теми укреплениями, которые были танкам не по зубам, велась силами артиллерийских подразделений с заранее подготовленных позиций.

Один из четырёх T1E1, принадлежавших 4th Tank CompanyВ середине 1920-х годов американское командование признало танк М1917, стоявший на вооружении армии, устаревшим и разработало техническое задание на создание усовершенствованной боевой машины. В 1924 году руководитель разработки был направлен в арсенал Рок-Айленд для помощи в создании лёгкого танка весом не более пяти тонн.

Слева направо: лёгкие танки Cunningham T1E2 и T1E1, средний танк Cunningham T2, два лёгких танка Christie (USA National Archives, 1930)В сотрудничестве с инженерами фирмы Cunningham (известной своими гусеничными тракторами) и военными, а также ознакомившись с опытом зарубежных коллег (в первую очередь британских создателей боевой машины Medium Mk.II), разработчики пришли к выводу, что классическая компоновка танка неидеальна. После объединения американских наработок с зарубежными был создан прототип лёгкого танка T1. Испытания шасси прототипа показали, что требуются многочисленные изменения конструкции: «тракторное прошлое» давало о себе знать. Шасси было высокотехнологичным и позволяло развивать на шоссе скорость до 29 км/ч — рекорд среди подобных машин. К сожалению, этот показатель невозможно было продемонстрировать в боевых условиях, так как оказалось, что шасси очень плохо справляется с преодолением пересечённой местности, снарядных воронок и т. д.

Лёгкий танк T1Конструктивно шасси состояло из 16 опорных катков малого диаметра (по 8 на каждый борт) с амортизацией на пружинных рессорах, 6 поддерживающих роликов, передних направляющих и задних ведущих колёс. Лёгкий танк T1E2Корпус танка имел смешанную клёпано-сварную конструкцию из катаных броневых листов толщиной от 10 до 15 мм. В передней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, где размещался 8-цилиндровый бензиновый двигатель Cunningham мощностью 132 л.с. при 2600 об/мин, топливный бак на 58,5 галлона (221,5 литра) и механическая трансмиссия с 4-скоростной коробкой передач. Двигатель запускался при помощи электрического стартера. Отделение управления, совмещённое с боевым, находилось ближе к кормовой части танка. Экипаж Т1 состоял из двух человек: механика-водителя и командира (он же стрелок).

Лёгкий танк T1E1Вооружение устанавливалось только в башне и состояло из 37-мм пушки M5 L/50 (с боезапасом в 104 выстрела, по другим данным — 80) и спаренного с ней 7,62-мм пулемёта Browning M1919A4 (3000 патронов). Небольшой калибр компенсировался дульной скоростью снаряда этого орудия — 777 м/с, что позволяло бороться с любой бронетехникой на дистанциях до 1000 метров.

Лёгкий танк T1E1 (Форт-Мид, Мэриленд, США, 1928)Разработка лёгкого танка Т1 велась весь 1926 год, и в начале 1927 года прототип передали военным для ходовых испытаний. К их разочарованию, опытный образец обладал низкими ходовыми качествами: танк с трудом преодолевал ров шириной более двух метров, а из-за жёсткой подвески вести огонь на ходу было затруднительно. Потребовались доработки, и следующий прототип Т1Е1 получил улучшенную конструкцию корпуса. В 1928 году армия приняла его на вооружение под индексом M1. Лёгкий танк T1E34 танка были направлены на войсковые испытания в 4th Tank Company (Форт-Мид, Мэриленд), где активно эксплуатировались в течение 1930 года. Итогом этих испытаний стала модификация Т1Е2, которую оснастили более мощным двигателем, модифицированной башней (без скошенных верхних бронелистов) и усиленным бронированием лобовой части. Позднее на этот танк была установлена 37-мм длинноствольная пушка.

Последней модификацией T1 стал вариант Е3 с подвеской на пружинных рессорах и длинноствольной пушкой. Тем не менее из-за многочисленных недоработок наладить серийное производство лёгких танков T1 не удалось. В настоящее время единственный экземпляр T1E1 хранится в экспозиции американского танкового музея при Абердинском полигоне.


Обсудить материал вы можете здесь.

Рендеры данной машины во всех разрешениях находятся здесь.

Скачать брошюру с развёрткой модели и исторической статьёй (6,22 МБ).

StuG III T1 Cunningham ИСУ-152
Закрыть