Jagdtiger

Конец Второй мировой войны стал тяжёлым временем для бронетанковой промышленности Германии. Рейх лишился источников природных ресурсов, которые были жизненно необходимы для нормального функционирования производства. Но и в условиях, когда полноценное воплощение даже самых великолепных инженерных решений было невозможным, страна отчаянно изобретала чудо-оружие, которое переломило бы ход войны и позволило бы избежать неминуемого поражения.

JagdtigerВ ходе этой гонки за миражом немцы создавали как довольно интересные машины, так и проекты сомнительной ценности. Где-то посередине между этими двумя крайностями находилась тяжёлая самоходная противотанковая установка «Jagdtiger».

Изрядная часть вины за то, что германские конструкторы тратили время и ресурсы на технику, полезность которой вызывает серьёзные сомнения, лежит на Гитлере. Ему слишком сильно нравились громадные бронированные монстры. Наверное, сказывалось то, что фюрер Третьего рейха не имел технического образования, а потому не понимал, что эффективной боевую машину делают отнюдь не её массогабаритные характеристики.

Приказ о создании тяжёлой противотанковой САУ с 12,8-сантиметровым орудием Гитлер отдал осенью 1942 года, через некоторое время после начала работ над тяжёлым танком «Тигр II». Первые две экспериментальные машины, построенные на базе опытного танка VK 3001(H), испытывались ещё во время битвы под Сталинградом, но после поражения немецких войск в начале 1943 года обе они были потеряны. На какое-то время в работах над тяжёлой САУ наступило затишье, потому что немцы верили в победу и не считали нужным производить какие-то особые машины — вполне хватало существующей техники.

Jagdtiger в сборочном цехуНо в 1943 году компания «Хеншель» совместно с фирмой «Крупп» всё-таки начала эскизное проектирование будущей самоходки. 20 октября 1943 года её деревянный макет показали Гитлеру. Тот, будучи под сильным впечатлением от увиденного, отдал распоряжение начать серийное производство машин такого типа уже в следующем году. В апреле 1944 года Гитлер дал самоходке название «Jagdpanzer VI Tiger Ausf. B Jagdtiger», впоследствии сокращённое до «Jagdtiger».

Производство машин планировалось начать на заводах компаний «Хеншель» и «Нибелунгверке». Но прежде надо было снизить стоимость САУ до приемлемого уровня. Тут в процесс конструирования попытался вклиниться любимец фюрера — доктор Фердинанд Порше. Его конструкторское бюро предложило заменить самую сложную часть машины — подвеску — на такую же, как установленная на самоходном орудии «Фердинанд». Главным отличием подвески Порше было наружное расположение торсионов. Благодаря этому подвеска упрощалась и удешевлялась. Таким образом достигался выигрыш в массе на добрых 2,5 тонны. Были построены две машины с такой подвеской, причём одна из них отправилась на испытания раньше, чем аналог от Хеншеля. Однако на испытаниях сломалась опорная тележка, и этим не замедлили воспользоваться недоброжелатели Порше из Управления вооружений. К серийному производству рекомендовали САУ с подвеской фирмы «Хеншель». В июле 1944 года выпуск «Ягдтигров» начался на заводах в городе Сент-Валентине. До середины октября 1944 года успели выпустить около 50 машин. 16 октября авиация союзников нанесла мощнейший авиационный удар, сбросив на завод более 140 тонн бомб. Разрушения были столь значительными, что до весны 1945 года выпуск САУ полностью прекратился. Всего же немцы успели построить, по разным данным, от 70 до 79 машин.

Тяжёлыми противотанковыми установками «Ягдтигр» были вооружены всего два подразделения. Это были 512-й и 653-й тяжёлые батальоны истребителей танков. Командиром 2-й роты 512 батальона был знаменитый немецкий танковый ас Отто Кариус. В марте 1945 года «Ягдтигры» этого подразделения впервые принимали участие в боевых действиях. 1-я рота в составе 6 самоходок защищала мост через Рейн возле города Ремагена. Не потеряв ни одной машины, немецкие самоходчики успешно отразили все атаки союзных сил и уничтожили большое количество танков. В боях у Ремагена «Ягдтигры» наглядно продемонстрировали сокрушительную мощь 128-мм орудия, легко пробивающего любой танк противника на дистанции до 2,5 км.

Jagdtiger, потерянный немцами в ГолландииУ роты, которой командовал Кариус, дела обстояли значительно хуже. Причиной тому был отнюдь не натиск союзных войск. Неприятности создавали сами экипажи самоходок, набранные по большей части из новичков, у которых мало того что хромала подготовка, так ещё и боевой дух был хуже некуда. Во время обороны городка Зигена два «Ягдтигра» ушли с поля боя, когда непосредственной опасности не было и в помине. Неопытный механик-водитель одной из самоходок так гнал несчастную машину, что вскоре она безнадёжно вышла из строя. Когда командир понял, что САУ больше не может двигаться, он приказал экипажу эвакуироваться, после чего взорвал самоходку.

Союзники осматривают уничтоженный JagdtigerЕщё три «Ягдтигра» 2-й роты были уничтожены авиацией при переброске части к городу Сигбургу. Остальные машины принимали участие в финальной стадии боев за так называемый Рурский карман. За пять дней «Ягдтигры» 512-го батальона уничтожили около 40 американских танков. Когда стало понятно, что положение сил, окружённых в Рурском кармане, безнадёжное, остатки подразделения сдались в плен.

Девять машин из состава батальона сражались в Австрии вплоть до 9 мая 1945 года. Вечером этого дня три самоходки, остававшиеся на тот момент в строю, совершили прорыв на Запад, чтобы сдаться американским войскам, а не Красной Армии. Пробиться смогли две машины, третья была подбита, и экипаж её взорвал. Потери с советской стороны составили два тяжёлых танка ИС-2 и два КВ-85.

653-й батальон начал воевать раньше — в декабре 1944 года, в составе 5-й танковой армии. «Ягдтигров» на вооружении подразделения было немного, но они изрядно проредили ряды американских танковых сил. 7 декабря 1944 года одна-единственная немецкая САУ за три часа уничтожила 19 «Шерманов». При этом машина получила в ответ всего три касательных попадания, не пробивших броню.

6 мая 1945 года советским войскам удалось подбить один из шести «Ягдтигров» 653-го батальона, пробивавшихся к американским войскам. Экипаж не смог взорвать его под огнём советских войск. Машина была захвачена, и в наши дни эту самоходку можно видеть в экспозиции бронетанкового музея в Кубинке. Остальные 5 САУ взорвали сами немцы на австрийской границе.

Jagdtiger. Наши дни, танковый музей в БовингтонеБудучи самой мощной противотанковой установкой Второй мировой войны, «Ягдтигр» так и не смог оказать сколь-нибудь значительного влияния на ход боёв. Во-первых, этих машин было слишком мало. Во-вторых, их конструкция не могла похвастаться надёжностью. Немцы сами это понимали, и потому каждая самоходка была оснащена двумя зарядами взрывчатки для самоуничтожения. Причём один из них находился под казённой частью орудия, и можно только догадываться, каково было самоходчикам в бою рядом с этим смертоносным грузом. В своих воспоминаниях Отто Кариус рассказывает, что 8-метровый ствол орудия «Ягдтигра» разбалтывался даже после непродолжительной езды по бездорожью. Нормальное прицеливание после этого было уже невозможно. Также Кариус упоминает о неудачной конструкции стопора, которым орудие фиксировалось в походном положении. Его невозможно было отключить изнутри самоходки, в связи с чем одному из членов экипажа, рискуя жизнью, приходилось выбираться из-под броневой защиты уже после того, как «Ягдтигр» вступал в контакт с противником. Многочисленные нарекания вызывала и ходовая часть машины, конструкция которой оказалась чрезмерно перегруженной, что также приводило к частым поломкам.

«Ягдтигр» был самым тяжёлым образцом бронетехники времён Второй мировой войны, выпускавшимся серийно. Для Германии 1944–1945 годов эта машина была непозволительно дорогой, а множество конструктивных недостатков резко снижали её ценность как боевой единицы. Возможно, у «Ягдтигра» был шанс проявить себя, появись он на вооружении немецкой армии раньше. Но в той истории, которую мы сейчас знаем как свершившийся факт, он был уже бесперспективен.

Обсудить материал можно здесь.

Скачать рендеры данной машины во всех разрешениях можно здесь.

Ferdinand Jagdtiger КВ-1
Закрыть