VK1602 «Leopard»

Немецкий легкий танк VK903b / Pz.Kpfw.II Ausf. H (50мм Pa.K 38 L/60) в варианте противотанковогоИстория танка с «кошачьим» названием «Леопард», который, несмотря на длительное проектирование, так никогда и не был воплощён в металле, началась ещё до Второй мировой войны, летом 1938 года. Именно тогда немецкие фирмы MAN и Daimler-Benz начали проектирование разведывательного танка, получившего обозначение VK901. Формально он считался развитием танка Pz.II, но по сути представлял собой совершенно новую конструкцию. Прототип изготовили в 1939 году. После окончания полигонных и войсковых испытаний планировалось начать производство «нулевой» серии в 75 машин, которым присвоили обозначение Pz.II Ausf.G. Однако с апреля 1941 по февраль 1942 года изготовили только 12 танков этого типа. В 1940 году начались работы над модернизированной версией VK903 с новым двигателем Maybach HL 66p мощностью 200 л. с. Максимальная скорость достигала 60 км/ч, что для разведывательной машины считалось достаточным. В апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK1303 массой 12,9 т, предназначенного для замены VK901/903. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне вместе с другими претендентами (например, Т-15 фирмы Skoda) и был принят на вооружение немецкой армии под обозначением Pz.II Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ составил 800 боевых машин этого типа.

Немецкий легкий танк VK1303 / Pz.Kpfw.II Ausf. L «Luchs» (Рысь) на марше на Восточном фронтеТанк VK1602 «Леопард», обещавший стать единственным представителем нового класса броневых машин «gefechtsaufklärer» («разведывательно-боевой»), начинал разрабатываться как замена VK1303 и дальнейшее развитие экспериментального танка VK1601 (Pz.Kpfw II Ausf.J). В середине 1941 года компания MAN начала работу над проектом, получив контракт на поставку пяти предсерийных экземпляров. К концу ноября были разработаны чертежи для постройки деревянного макета будущей боевой машины, причём её корпус получил броню с рациональными углами наклона и стал напоминать укороченный корпус проектируемого той же фирмой тяжёлого танка «Пантера».

Одновременно с фирмой MAN схожими разработками занималась и компания Daimler-Benz. Проект имел компоновку с задним расположением трансмиссии (как это было принято на советских танках), башня смещена вперёд. Однако такой вариант «Пантеры» не был востребован, и конкурс на средний 30-тонный танк VK3002, проводившийся 14 мая 1942 года, выиграла компания MAN. Работы над разведывательным вариантом этого танка тоже прекратились.

Чертёж VK1602 «Леопард» из книги «Panzer Tracts No.20-2 Paper Panzers»Контролировал перспективные разработки Wa Prüf 6 (Waffenamt Prüfwesen 6 / Panzer- und Motorisierungsabteilung — 6-й департамент Управления вооружений, отвечающий за разработку танков и другой моторизованной техники). Для уменьшения нагрузки на инженеров MAN, основной задачей которых была разработка «Пантеры», в январе 1942 года все чертежи танка «Леопард» были переданы компании MIAG. Проектировалось два варианта разведывательного танка: «лёгкий» — массой около 18 тонн и «тяжёлый» — массой 26 тонн. 4 июня 1942 года оба проекта были продемонстрированы Адольфу Гитлеру, и он отдал предпочтение 26-тонному, так как этот танк лучше подходил для реалий войны. 27 июля 1942 года MIAG представила чертежи FKo 252 Gefechtsaufklärer Leopard департаменту Wa Prüf 6. Именно из этих чертежей и известно сейчас, каким стал бы «Леопард» в случае воплощения машины «в металле».

Деревянная модель самоходной гаубицы 10,5 см leFH «Waffentrager Leopard»В сентябре 1942 года Управление вооружений решило выпустить первый серийный «Леопард» в апреле 1943 года, а с октября 1943 года выйти на темп в 20 танков ежемесячно. Однако этим планам не суждено было сбыться, и снова из-за мнения Гитлера. 13 октября 1942 года состоялась его встреча с рейхсминистром Шпеером, во время которой возобладала идея, что «разведку боем», для чего и разрабатывался «Леопард», вполне могут проводить танки «Пантера», разработка которых была приоритетной. Требования военных снова изменились: танк должен был стать более «лёгким» и уметь разгоняться до 60 км/ч. Но первый экземпляр «Леопарда» так и не успели выпустить, поскольку уже 3 января 1943 года на разработке VK1602 был поставлен крест как на не отвечающей требованиям 1943 года. Концепция «разведка боем» получила продолжение в проекте VK2801 компании Daimler-Benz (машина должна была иметь усиленное бронирование и новые двигатели), но этот проект также остался «на бумаге», а программу полностью закрыли в мае 1944 года. Башня, разработанная для «Леопарда», послужила основой для башни колёсной бронемашины Sd.Kfz 234/2 Puma. Концерн Rheinmetall планировал использовать шасси «Леопарда» как основу для самоходной гаубицы 10,5 см leFH, имевшей собственное название Waffentrager Leopard, но был изготовлен только деревянный макет этой боевой машины.

В настоящее время существует несколько мелкосерийных пластиковых моделей этого танка различных фирм. В основе всех этих моделей VK1602 «Леопард» лежат чертежи из книги «Panzer Tracts No.20-2 Paper Panzers», написанной в 2002 году американскими историками Томасом Йентцем и Хилэри Дойлом (Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle). Другие чертежи, фотографии деревянных моделей танка и сами модели до наших дней не сохранились.

    Leopard. Масштабная модель 1:35. Автор А. КудряшовLeopard. Масштабная модель 1:72. Автор Jaroslaw Witkowski    Leopard. Масштабная модель 1:35. Автор MINSTRAL-MODEL

Обсудить материал можно здесь.

Скачать брошюру с развёрткой модели и исторической статьей (11,5 МБ)

БТ-СВ VK1602 «Leopard» PzKpfw II Ausf. J
Закрыть