Наша игра. Скрипач из Минска, который мечтает писать музыку к играм

Даниил Куликовских — молодой композитор из Минска. Первое музыкальное произведение он написал в шесть лет. Сейчас у него есть диплом преподавателя-скрипача. Даниил помогает детям раскрывать музыкальный талант, играет на скрипке, фортепиано и флейте, а помимо этого продолжает учиться и увлекается психологией.

Но в первую очередь его знают по композициям, которую группа EVAND играет в минских подземных переходах — это самые известные и любимые уличные музыканты города. И мало кто знает, что на самом деле Даниил любит компьютерные игры и мечтает писать к ним музыку. Мы встретились с Даниилом, чтобы обсудить секреты треков, которые у всех нас на слуху и, конечно, музыку в World of Tanks.

— Года в три-четыре я захотел заниматься музыкой и играть на скрипке. До музыкальной школы я занимался у частных педагогов на фортепиано: в три года в «музыкалку» не берут.

Первый раз захотел бросить скрипку где-то в пятом классе музыкальной школы. Рано или поздно такое желание появляется у всех. Кто-то в итоге продолжает заниматься, кто-то бросает. Я рад, что выбрал первый вариант.

— Почему так происходит?

— Психологически устаёшь и думаешь, что ничего не получится. У меня это было связано, возможно, с неудачным выступлением на конкурсе. Но нужно довести дело до конца. Любую профессию можно освоить когда угодно, а музыка — то, что мучительно навёрстывать.

— На какой музыке ты рос?

— Помню, часто повсюду звучала музыка из «Трансформеров» и других фильмов. Как-то я записал её на диктофон и начал слушать. Уже после я узнал имена композиторов Ханса Циммера и Брайана Тайлера. Можно сказать, что лет с пяти-шести в моём плеере были только они. Кроме того, мама приучила меня к классике.

Сейчас в основном слушаю инструменталистов: они постоянно растут, развиваются, и это позволяет мне у них чему-то учиться. Каждый композитор сегодня пытается привнести в музыку что-то совершенно новое.

Кстати, в музыке для «Танков» я тоже нашёл для себя многое. Вообще, думаю, музыка создаёт где-то треть атмосферы в игре. Больше всего мне нравятся треки, звучащие на «Малиновке». Мелодии с «Химмельсдорфа» также одно время постоянно были в плеере. Ну и, конечно, я не могу не упомянуть главную тему World of Tanks. Хотелось бы вырасти профессионально до создания таких композиций.

Моя цель — писать саундтреки к играм и кино. Особенно к играм: игра постоянно меняется, всегда нужен какой-то новый материал, и это ещё интереснее, чем фильм.

— Почему вы с ребятами начали играть? Из-за общих интересов и дружбы или из «производственной» необходимости? Вы ведь вместе учились в музыкальном колледже им. Глинки.

— В первый раз играть в переход мы пришли вдвоём со скрипачом. Началось с того, что мы с ним собрались в классе порепетировать одно из моих произведений. А потом слово за слово — решили попробовать выступить в переходе.

И такой резонанс получился, столько зрителей собралось! Многие спрашивали, где ещё нас можно послушать. Я подумал: что если поставить табличку со ссылкой на нашу страницу? Мы поиграли полчасика — и в группу добавилось больше 50 человек.

— В Минске вы знамениты.

— С ребятами мы играем уже три года, «ВКонтакте» у нас 3,5 тысячи подписчиков — не так и много для двухмиллионного города. Хотя многие говорят, что не следят за группой в соцсетях, но знают нас.

— Далеко не каждый ученик музыкальной школы начинает писать музыку. Когда ты создал своё первое произведение?

— Первая попытка была в шесть лет: две строчки по восемь тактов, как два музыкальных предложения. Я до сих пор помню эту мелодию, она называлась «Битва Наполеона». А потом был долгий перерыв. В 12 лет я подумал: попробую. И создал произведение «повзрослее». И уже тогда решил: если хочется, нужно писать. Лет с 15 начал размещать свои произведения «ВКонтакте».

— Ты говоришь, что современные композиторы стараются привносить что-то своё. У тебя тоже есть такое стремление?

— Я пытаюсь, но не сказал бы пока, что у меня это получается.

— А что значит привносить что-то своё в музыку?

— Благодаря развитию компьютерных технологий очень просто создать свой тембр. Достаточно проанализировать последние хиты. Если композиция выстреливает, можно заметить, что в ней присутствует звук, которого не было раньше. Взять, к примеру, летний хит Эда Ширана Shape of You: песня построена на ритме и звуке, которые до него мало кто использовал. Или Мартин Гаррикс с его песней Animals: звук, который мы слышим там, сейчас популярен, но Мартин его использовал первым.

— Был ли ты в детстве геймером? Или тебя интересовала только музыка?

— Мне нравились военные игры, стратегии: «Цивилизация», Call of Duty 2, «ИЛ-2 Штурмовик». Кстати, последняя не пользовалась популярностью, но мне она кажется очень классной. Для того времени в ней были колоссальные физика, геймплей, да и самолётов очень много. Ну и в World of Tanks играю уже давно. Нравится сражаться на разной технике — в зависимости от настроения.

— Расскажи о своей работе с детьми. Как рассмотреть в ребёнке талант к музыке?

— В ребёнке всегда можно распознать задатки музыканта. Есть методики, позволяющие это сделать. Чтобы определить, есть ли у ребёнка слух, достаточно провести лёгкий тест на чувство ритма, который он воспримет как игру. Это позволит узнать, легко ему будет учиться или придётся серьёзно работать, чтобы достичь результата.

Сейчас я учусь в педагогическом университете. После выпуска хотел бы полностью посвятить себя композиторству. В свободное время озвучиваю различные проекты, уже написал музыку для двух спектаклей психологического театра «Лютея».

За годы в музыке я понял: к своей цели нужно идти постепенно.

Закрыть