Внимание!
Вы просматриваете новость в старой версии сайта. Возможны проблемы с отображением в некоторых версиях браузеров.

Закрыть

Первопроходец из Японии

 


С самого момента своего зарождения в конце 20-х годов прошлого века развитие танкостроения в Стране восходящего солнца было сопряжено с немалыми трудностями. Помимо вполне объективных причин, среди которых были и нехватка ресурсов, и отсутствие квалифицированных инженерных кадров, не в последнюю очередь виной тому стало весьма скептическое и настороженное отношение к бронетехнике в японской армии. Военачальники Японии в те годы рассматривали танки лишь как средство поддержки пехоты, а не как самостоятельный род войск.

Томио ХараОдной из самых заметных фигур японского танкостроения был молодой военный инженер-конструктор Томио Хара, которому бронетехника Страны восходящего солнца во многом и обязана самобытностью своей инженерно-технической традиции. В корне несогласный с господствовавшей в военных кругах точкой зрения, он возглавил группу из четырёх амбициозных конструкторов, которые принялись за создание проекта первого танка японского производства. Поскольку никакой инженерно-технической базы под рукой у них тогда не было, разработку пришлось вести буквально с нуля, самостоятельно проектируя большинство узлов и деталей конструкции.

Тем не менее в мае 1926 года группа закончила проект своего первого танка и передала чертежи для сборки прототипа в «Осака Рикугун Сохейсё», арсенал города Осаки. В феврале следующего года сборка была успешно завершена, а уже четырьмя месяцами позже состоялась первая демонстрация прототипа японскому военному командованию. Несмотря на все опасения и мрачные посулы скептиков, танк с большим трудом, но всё же прошёл полевые испытания. Хотя в конструкции прототипа было немало недостатков, демонстрацию можно было смело назвать успешной. Даже для самых отъявленных «танкофобов», коих в японских военных кругах было немало, он стал доказательством того, что отечественные конструкторы действительно способны создавать боеспособную бронетехнику.

Первый японский танкВпоследствии группа Хара участвовала в создании множества успешных образцов японских танков. Одной из самых значимых её разработок стала уникальная конструкция подвески, которая впервые была реализована на малом танке «Тип 94» и называлась по имени своего создателя: «тип Хара». Тележки катков в ней были сблокированы на качающихся балансирах, а те, в свою очередь, соединялись горизонтальными спиральными пружинами, которые крепились снаружи на бортах корпуса и заключались для защиты в бронированные кожухи.

Использование подобной конструкции обеспечивало танку неплохую проходимость и плавность хода. Кроме того, подвеска отличалась хорошей ремонтопригодностью и простотой в изготовлении, что было принципиально для японской промышленности тех лет. Не обошлось и без недостатков: «тип Хара» создавался лишь для относительно лёгких по массе танков, весом до 20 тонн, и для более тяжёлых машин подходил с трудом, но на тот момент японскую армию это ограничение вполне устраивало.

Танк «Ха-Го»Узел подвески типа ХараСамого Томио Хара ожидала блестящая военная карьера. В качестве ведущего конструктора он участвовал в проектировании большинства японских танков, а разработанный им тип подвески активно использовался вплоть до самого конца войны. Окончил службу Томио Хара в 1945 году в звании генерал-лейтенанта. После демобилизации он не оставил инженерное дело и написал несколько успешных монографий о японской бронетехнике.

Закрыть