Движок от «Ягуара»: как проектировались британские лёгкие танки

Королевским войскам долго не везло с лёгкими танками. Созданный в конце 1930-х Light Tank Mk.VI к началу Второй мировой устарел. Броня и вооружение были откровенно слабыми, поэтому любые попытки использовать его в боях приводили к высоким потерям. Спешно разработанные в первый период войны Tetrarch и Harry Hopkins сложно было назвать удачными машинами.

Лёгкий танк Mk.VII «Тетрарх»

На помощь пришли американцы со своими M5 «Стюарт», закрыв потребность англичан в лёгких танках. Матчасть улучшилась, а гордость пострадала. Поэтому британцы после войны с удвоенным энтузиазмом взялись за создание собственного лёгкого танка.

Колёсники не катят

В начале 1950-х британцам удалось построить удачную колёсную бронемашину FV 601 Saladin. Новинка пришлась ко двору армии не только Её Величества, но и десятка других стран. К слову, они до сих пор сражаются где-то в Африке.

Однако военным нужен был танк: колёсная бронемашина априори имеет худшую проходимость, а броневая защита спасает только от огня стрелкового оружия винтовочного калибра. Сейчас, конечно, всё несколько иначе. Но тогда ориентировались на FV 601, имевшую всего 12 мм брони во лбу корпуса.

FV 601 Saladin

К 1961 году Генеральный Штаб английской армии подготовил тактико-технические требования GSOR 1106 и GSOR 1010, регламентирующие создание лёгких авиадесантируемых образцов бронетехники. Первые работы начались спустя два года. Планировалось построить семь различных боевых и вспомогательных машин. Хотя вписаться в требования военных было непросто: существовало одно серьёзное ограничение.

Танк, который весит меньше Урала-375

Генеральный штаб британской армии, выдвигая требования к лёгкому танку, рассчитывал получить в комплекте ещё и новый транспортный самолёт Hawker Siddeley HS.681, способный поднять в воздух 15,9 т груза. Если вычесть массу на различные приспособления, то на каждую из двух перевозимых единиц техники оставалось всего 6250 кг при 50% топлива и боеприпасов. Для сравнения: советский грузовик Урал-375 весит 8400 кг.

Таким образом, военным была нужна маленькая, компактная боевая машина с экипажем из трёх человек, при этом ещё и бронированная. Нарисовать технический проект удалось к осени 1964 года. Танк-разведчик G.S.O.R. 3301 A.V.R. F/S высотой 1943 мм весил всего около 6,5 т. Механик-водитель размещался в носовой части машины с левой стороны, а справа от него находилось моторно-трансмиссионное отделение.

Удельная мощность ожидалась на уровне почти 33 л.с./т, максимальная скорость — до 72 км/ч. Впрочем, проект не взлетел, как и самолёт: в октябре 1964 года к власти пришли лейбористы, которые решили существенно сократить военные расходы. Транспортнику Hawker Siddeley HS.681 одному из первых прикрыли финансирование.

С двигателем от спортивного Jaguar Type E

Программе создания новых образцов бронетехники повезло больше: денег она стоила меньше, поэтому продолжала развиваться. Проект G.S.O.R. 3301 A.V.R. F/S значительно переработали. В итоге аббревиатура AVR в названии сменилась на CVR(T) (Combat Vehicle Reconnaissance, Tracked — гусеничная боевая разведывательная машина). Чтобы утешить военных, потерявших ряд дорогостоящих игрушек из-за урезания бюджетов, на новый танк правительство в сентябре 1965 года выделило 123 000 фунтов стерлингов.

Первоначально планировалось использовать двигатель Rolls Royce B60, но идея оказалась далеко не самой удачной. Вскоре на танк поставили 6-цилиндровый двигатель Jaguar XK от спортивного автомобиля Jaguar Type E, предварительно дефорсировав его до 195 л. с.

Так как своего подходящего для перевозки военно-транспортного самолёта у британцев не случилось, пришлось воспользоваться американским Lockheed C130 Hercules. В этом был положительный момент: лимиты по массе увеличились.

Сохранился только один образец

К лету 1965 года ожидалось, что боевая масса G.S.R.3301 составит 7711 кг, то есть более чем на тонну больше, чем у GSOR 3301. Танк даже оснастили гидропневматической подвеской, но на испытаниях она показала себя не с лучшей стороны — и от неё отказались, выбрав торсионную.

При проектировании башни использовались наработки прошлого проекта. У G.S.R.3301 она получилась более просторной и проработанной с точки зрения обзорности. Максимальная скорость машины планировалась на уровне 80 км/ч — всё-таки не зря же поставили спортивный движок. Запас хода должен был составить 480 км.

Всего построили несколько тестовых образцов лёгкого танка. Некоторые из них значительно отличались друг от друга. До наших дней сохранился образец опытного шасси под названием TV15000. Эта машина находится в экспозиции танкового музея в Бовингтоне. Развитием G.S.R. 3301 C.V.R.(T) стал лёгкий танк FV101 Scorpion, созданный в середине 1960-х и состоящий на вооружении до сих пор. К слову, он оказался самым массовым британским лёгким танком за всю историю.

Закрыть