Внимание!
Вы просматриваете новость в старой версии сайта. Возможны проблемы с отображением в некоторых версиях браузеров.

Закрыть

Историческая хроника: Десантные танки

Вопрос усиления воздушно-десантных частей бронетанковой техникой прорабатывался во всех странах, которые принимали участие во Второй мировой войне. Ранее мы уже рассказывали о попытках конструкторов разных стран поставить танки «на крыло», однако этот путь был тупиковым. Для стран, имевших развитую авиационную промышленность, более простым и эффективным способом воздушной переброски бронетехники стала перевозка её транспортными самолётами или грузовыми планeрами.

С конца 30-х годов ХХ века конструкторы разных стран вели работы по созданию специальных «десантных» танков. Все эти машины были легкобронированными, весили менее 10 тонн и вооружались пулемётами либо орудиями небольшого калибра.

Mk. VII TetrarchАнглийский лёгкий танк Mk. VII разрабатывался конструкторами компании «Виккерс-Армстронг» как разведывательная машина. Главным качеством этого танка должна была стать скорость, поэтому броня машины была очень тонкая — от 4 до 14 мм. Ходовая часть Mk. VII состояла из четырёх катков большого диаметра с каждого борта и была построена по схеме американского инженера Кристи. Танк вооружался 2-фунтовой пушкой и пулемётом калибра 7,7 мм.

В 1942 году англичане решили использовать Mk. VII в качестве машины воздушно-десантных сил. Тогда же танк получил и собственное имя «Тетрарх». Специально для транспортировки «Тетрарха» был разработан и построен грузовой планер Hamilcar. Во время транспортировки по воздуху танк находился в специальном отсеке, экипаж при этом оставался в машине. «Тетрархи» использовались во время высадки в Нормандии в июне 1944 года, а также при форсировании Рейна в мае 1945 года. Существенного влияния на ход боевых действий Mk. VII не оказали.

Mk. VIII Harry HopkinsНа базе «Тетрарха» была разработана ещё одна машина — Mk. VIII Harry Hopkins, которая отличалась от своего предшественника более толстой лобовой бронёй (38 мм), а также изменённой формой корпуса и башни. Было построено 90 экземпляров машины, но участия в боевых действиях они не принимали.

M22 LocustВ США специально для усиления воздушно-десантных частей был разработан лёгкий танк Т9. Машина была построена по проекту фирмы «Мармон-Хэррингтон», весила 7,7 тонны и вооружалась 37-мм пушкой. В 1942 году танк был модернизован и получил улучшенную башню, усиленную лобовую броню, а также пушку с гироскопическим стабилизатором. Обновлённая машина стала носить обозначение Т9Е1. Предполагалось построить 1900 танков данного типа, но фактически было выпущено только 930. В 1944 году танк был переименован в М22, а в войсках он получил прозвище Locust. Боевая машина принимала участие в сражениях в составе английской армии; для транспортировки танка применялись те же самые планеры Hamilcar, на которых перевозился «Тетрарх».

Pz. Kpfw. I Ausf. CКонструкторы Германии, располагавшей самым тяжёлым сухопутным самолётом Второй мировой войны Me.323 Gigant, также вели работы над созданием специального  авиадесантного танка. Проект VK 601 разрабатывался фирмами Krauss-Maffei и Daimler-Benz, начиная с осени 1939 года до середины 1942 года. Формально новый авиадесантный танк являлся модификацией Pz.Kpfw. I, однако в реальности представлял собой совершенно новую машину. Танк, получивший обозначение Pz.Kpfw. I Ausf. C, имел ходовую часть с подвеской Книпкампа и оснащался 150-сильным двигателем, позволявшим развивать скорость до 79 км/ч. В башне устанавливалось полуавтоматическое 7,92-мм противотанковое ружьё и пулемёт MG-34.

По разным данным, всего было построено от 40 до 46 танков Pz.Kpfw. I Ausf.C. Две машины в 1943 году проходили испытания на Восточном фронте, остальные вошли в состав 58-го резервного танкового корпуса и были потеряны в боях на территории Франции после высадки союзников летом 1944 года.

Закрыть