Внимание!
Вы просматриваете новость в старой версии сайта. Возможны проблемы с отображением в некоторых версиях браузеров.
На белорусском направлении зимой 43-го — весной 44-го Красной армии пришлось тяжело. Здесь образовался позиционный фронт, и, как ни старались командующие, прорвать немецкую оборону не удавалось. Реванш был взят только летом, когда четыре советских фронта в пух и прах разгромили немецкую группу армий «Центр» в ходе Белорусской наступательной операции.
Свой вклад в победу внесли не только советские солдаты и офицеры, но и конструкторы, на протяжении всей войны создававшие новые, более эффективные средства борьбы с неприятелем. К началу операции «Багратион» Красная армия пополнила свой арсенал пятью новинками.
Т-34-85 — модернизированная версия танка Т-34. Был разработан в ответ на появление большого количества новых тяжелобронированных немецких танков на советско-германском фронте.
76,2-мм пушка советского среднего танка Т-34 была недостаточно мощной для борьбы с «Тиграми» и «Пантерами». Тогда советские конструкторы провели глубокую модернизацию «тридцатьчетвёрки», вооружив её 85-мм пушкой ЗиС-С-53, уверенно пробивавшей лобовую броню «Тигра» на дистанции до 500 метров.
Пушка размещалась в новой увеличенной башне, которая позволила устранить основной недостаток более ранних версий «тридцатьчетвёрки» — тесноту боевого отделения. Экипаж был увеличен до пяти человек, при этом командира танка освободили от обязанностей наводчика, что существенно повысило его эффективность в управлении машиной.
Масса танка возросла незначительно — это позволило сохранить проходимость и подвижность на уровне, близком к ранним модификациям. В целом по совокупности параметров Т-34-85 стал одним из лучших танков Второй мировой войны.
152-мм гаубица самоходной установки СУ-152 могла уничтожить любой немецкий танк. Но эта САУ строилась на базе тяжёлого КВ, а он уже был снят с производства. Вместо него на конвейеры вышел новый тяжёлый танк ИС.
Шасси и моторно-трансмиссионное отделение этого танка использовали как базу для новой САУ ИСУ-152. Выбор был удачным, потому что механизм трансмиссии танка ИС позволял более плавно поворачивать машину и препятствовал быстрому износу ходовой части. Это упрощало освоение и эксплуатацию самоходки. Кроме того, у новой САУ были лучше бронирование, обзор и вентиляция. Без изменений осталось только орудие МЛ-20С, мощность которого по-прежнему позволяла давать уверенный отпор немецким танкам.
Первая серийная ИСУ-152 сошла с конвейера Кировского завода 6 ноября 1943 года. Постепенно на её выпуск переключились и другие предприятия танковой промышленности.
С увеличением количества «Тигров» и «Пантер» на советско-германском фронте обострилась потребность Красной армии в самоходном орудии, которое могло бы с ними эффективно бороться.
Одно из самых простых решений предложили конструкторы челябинского завода № 100. Они переработали уже существующую самоходку ИСУ-152, заменив 152-мм гаубицу МЛ-20 на 122-мм пушку А-19. Эта пушка, обладавшая хорошими баллистическими качествами, значительно лучше подходила для стрельбы по движущимся целям и на дистанции прямого выстрела пробивала любой танк, состоявший на вооружении вермахта в то время.
Прототип ИСУ-122 построили в декабре 1943 года. Он успешно прошёл испытания и был принят на вооружение Красной армии в марте 1944-го. ИСУ-122 использовались не только для борьбы с бронетехникой противника, но и в качестве штурмового орудия, а также при стрельбе с закрытых позиций при дефиците обычной артиллерии.
В начале 1943 года советские конструкторы разработали мощные реактивные снаряды М-31, которые по массе разрывного заряда более чем в пять раз превосходили снаряды знаменитых «Катюш» БМ-13. После взрыва М-31 оставалась воронка глубиной до 2,5 метра. Прямое его попадание полностью уничтожало небольшой дот, а чтобы разнести вдребезги двух- или трёхэтажный кирпичный дом, хватало, в зависимости от прочности здания, от трёх до шести попаданий. Если взрыватель М-31 был установлен на мгновенное действие, то ударная волна поражала открытые цели на расстоянии до 25 метров.
Двенадцатизарядную установку БМ-31-12 Красная армия приняла на вооружение в начале июня 44-го. Направляющие для снарядов устанавливались на шасси ленд-лизовского грузовика «Студебеккер». Части, вооружённые БМ-31-12, комплектовались лучшими командирами батарей, электриками и водителями. На то, чтобы привести установку в боевое положение или перезарядить её, уходило не больше 15 минут.
Советские бойцы дали новому гвардейскому миномёту прозвище «Андрюша».
При разработке миномётов большого калибра конструкторам приходилось, помимо всего прочего, решать проблему зарядки тяжёлого снаряда в довольно длинный ствол. Мину требовалось поднимать на высоту двух-трёх метров, и сделать это без специальных приспособлений было практически невозможно. Но советские конструкторы смогли найти выход из тупика.
160-миллиметровый миномёт МТ-13 в целом строился по традиционной схеме, за одним исключением: он заряжался не с дульной, а с казённой части, словно традиционное артиллерийское орудие. Для заряжания качающийся ствол нужно было опустить горизонтально, а после досылки мины — поднять в положение для стрельбы. Это усложнило конструкцию, зато позволило довести миномёт до уровня полноценной тяжёлой артиллерии.
160-мм миномёт образца 1943 года не имел соперников и конкурентов в других армиях. Зарубежные аналоги калибром от 150 до 210 мм либо производились малыми сериями, либо оставались на стадии опытного образца.
Благодарим за помощь в подготовке материала историков архивной группы Wargaming.
Читайте также:
Источники: