Внимание!
Вы просматриваете новость в старой версии сайта. Возможны проблемы с отображением в некоторых версиях браузеров.

Закрыть

Байконур в рассказах очевидцев

Всего около двух лет понадобилось Советскому Союзу, чтобы в казахской степи возле маленькой железнодорожной станции Тюра-Там построить крупнейший космодром в мире. Ветераны Байконура вспоминают:

Как только приземлились на полевом аэродроме Джусалы и вышли из самолёта, нас обдало жаром раскалённого воздуха, как будто мы попали в нагретую печь… Остроумный адъютант маршала М. И. Неделина сказал: «Это вам не финская баня, а среднеазиатская пустыня!

А. И. Нестеренко, начальник полигона Тюра-Там (будущего Байконура)

 

К началу июня 1955 года здесь было сосредоточено более десяти тысяч военных строителей, много техники, на полигон ежедневно прибывали сотни вагонов различных грузов.

И. М. Гурович, строитель Байконура с 1955 года

Многие офицеры и служащие, как только узнавали, что полигон будет размещаться в пустынной местности, немедленно отказывались, выставляя множество причин, чтобы не быть назначенными. Выдумывались всевозможные болезни… если не у самого себя, то у жены, детей, тёщи и т. д.

А. И. Нестеренко, начальник полигона Тюра-Там (будущего Байконура)

Каждый камень, кирпич, доска, гвоздь были доставлены издалека по железной дороге до станции разгрузки, а затем автотранспортом до площадки по бездорожью.

А. И. Нестеренко, начальник полигона Тюра-Там (будущего Байконура)

Вскоре мы должны были начать бетонирование пилонов. Ночью решили подъехать к котловану и по доброй традиции бросить в основание пилона серебряную монетку — считается, счастье она приносит. Подъезжаем, а там уже десятки людей. Смотрю, вся плита усеяна монетами. Тогда я почувствовал, настолько дорог наш «стадион» каждому строителю.

И. М. Гурович, строитель Байконура с 1955 года

20 июля 1955 г. строители приступили к работам, и через 1 год и 4 месяца работы были выполнены. За этот год и 4 месяца были построены монтажно-испытательный корпус (МИК), бетонная дорога на стартовой площадке № 1, железная дорога, водопровод с тремя станциями подъёма воды, пожарные резервуары, линии электропередачи, центральный пункт связи, кислородно-азотный завод, ударными темпами шло строительство посёлка Заря, будущий посёлок Ленинский, потом г. Ленинск, затем г. Байконур.

А. И. Юрченко, ветеран Байконура

Предположим, что мы увеличим обычные часы до размеров комплекса, и сразу же нам покажется, насколько грубовато они сделаны… При проектировании комплекса у нас не было никаких образцов. Мы шли непроторённым путём, от всего отрешились, ведь нужна была принципиально новая конструкция… Впрочем, видно, судьба у нас, конструкторов, такая: когда схема рождается, говорят: «О, это очень сложно!» А пройдёт несколько лет: «Смотрите, насколько просто всё…»

В. П. Глушко, конструктор стартового комплекса

Закрыть