Внимание!
Вы просматриваете новость в старой версии сайта. Возможны проблемы с отображением в некоторых версиях браузеров.

Закрыть

Историческая хроника. Оружейных дел мастер


Несмотря на то, что на полях сражений сложно отыскать два столь непохожих друг на друга класса боевых машин, как самолёты и танки, в истории отечественной военной промышленности был инженер-конструктор, чьё универсальное дарование позволило не только с успехом создавать аэропланы, но и спроектировать один из первых танков в мировой истории.

За свою не слишком долгую жизнь инженер, конструктор, предприниматель и военный пилот Александр Александрович Пороховщиков успел проявить себя как чрезвычайно одарённая, разносторонняя и творчески активная личность. Талант к точным наукам и конструированию проявился у Александра уже в самые ранние годы. Родился будущий инженер-конструктор в весьма обеспеченной семье известного предпринимателя и промышленника Александра Пороховщикова, а потому недостатка в средствах для реализации своих многочисленных идей и задумок амбициозный юноша никогда не испытывал. Ещё будучи гимназистом, он спроектировал и построил свою первую модель самолёта, которую представил на XII Съезде естествоиспытателей и врачей. Осознав потенциал проекта, владелец завода «Дукс» и один из пионеров русского автомобилестроения Юлий Миллер предложил свою помощь в постройке действующей модели аэроплана. К сожалению, для самолёта не удалось подобрать подходящий двигатель, а потому пришлось ограничиться лишь постройкой планера.

Би-КокНо настоящая известность пришла к Пороховщикову в 1914 году, когда тот спроектировал и собрал двухместный полутораплан «Би-Кок», один из первых в мире самолётов, построенных по двухбалочной схеме. Сборка «Би-Кока» проходила буквально на дому у Пороховщикова, что оставило на конструкции своеобразный отпечаток: самолёт без труда разбирался на части и легко транспортировался. Для своего времени аэроплан Пороховщикова просто поражал воображение: предназначенный для ведения разведки, он был способен развивать скорость до 100 км/ч и нести больше 250 кг полной нагрузки. Проект оказался настолько удачным, что руководство царской армии тут же пожелало пустить самолёт в серию, но из-за требования Пороховщикова доверить руководство производством лично ему этому так и не суждено было произойти.

ВездеходВскоре после этого Пороховщиков вдруг решил круто изменить направление своей деятельности. Уже успев зарекомендовать себя как талантливого авиаконструктора, Александр неожиданно взялся за проект гусеничной боевой машины, названной им «Вездеходом». Правда, на сей раз дела шли не столь гладко: конструкция «Вездехода» буквально пестрела недостатками. Постоянно выходила из строя ходовая лента, а поворотные механизмы получились настолько ненадежными, что водителю зачастую приходилось направлять в машину в нужную сторону, отталкиваясь с помощью шеста. Кроме того, на корпусе машины было просто негде разместить вооружение, что сразу же поставило под сомнение практическую ценность разработки. В таком виде «Вездеход» совершенно не устраивал армейское руководство, которое наотрез отказалось пускать его в серийное производство. И все же, несмотря на многочисленные очевидные недостатки, для ещё только зарождавшегося отечественного танкостроения «Вездеход» Пороховщикова стал настоящим прорывом.

Закрыть