Внимание!
Вы просматриваете новость в старой версии сайта. Возможны проблемы с отображением в некоторых версиях браузеров.

Закрыть

Историческая хроника. Крылатое сердце танка

Танк — это мобильное средство ведения боя. Двигатель для него ничуть не менее важен, чем вооружение и броня. И, наверное, каждая страна, развивающая свою танкостроительную отрасль, сталкивалась с проблемой наличия мотора, который сочетал бы в себе два обязательных качества. Во-первых, танковый двигатель должен был быть достаточно мощным, чтобы приводить в движение многотонную махину. Во-вторых, танки используются в условиях, которые далеки от тепличных — следовательно, двигатель также должен быть неприхотливым и надёжным.

Танк CrusaderОптимальное решение проблемы, конечно же, представлял собой специальный танковый двигатель. Но разработать его конструкторы успевали не всегда. Тогда приходилось устанавливать на танк моторы от тракторов, автомобилей или самолётов.

Авиационными двигателями оснащал ряд своих танков талантливый американский инженер Дж. Кристи. Так, авиационный V-образный двигатель жидкостного охлаждения Liberty L-12 устанавливался на опытной машине М1928. В ходе испытаний танк развил скорость до 120 км/ч на колёсах и до 65 км/ч на гусеницах. Этот же мотор устанавливался на самолёты вплоть до 1927 года.

В Великобритании двигатель Liberty устанавливался на поздние модификации танков Cruiser, а также на машины типа Crusader, широко применявшиеся на начальном периоде Второй мировой войны.

Более поздний английский танк Cromwell также оснащался двигателем, разработанным на основе авиамотора — 12-цилиндрового Rolls-Royce Merlin III. С двигателями этого типа летали такие знаменитые самолёты, как Spitfire, Hawker Hurricane и Mustang X.

Двигатель М-17Авиационный двигатель Continental W6709A использовался на американском лёгком танке M5 Stuart — одном из самых массовых танков США. Другой средний танк начального периода Второй мировой, М2, приводился в движением 9-цилиндровым Continental R975EC2.

В СССР на основе двигателя Liberty L-12 был разработан мотор М-5, применявшийся в танках серии БТ.

Позднее в СССР был создан ещё один авиационный двигатель, который устанавливался не только на самолёты, но и на танки. Основой для мотора, получившего обозначение М-17, послужил немецкий двигатель BMW-VI. М-17 устанавливался на тяжёлые бомбардировщики ТБ-3, истребители И-3, летающие лодки МДР-2 и другие машины. Модифицированные версии М-17 использовались на танках БТ-7, Т-35, Т-28.

Ме.410Трудно найти человека, который никогда не слышал о немецком сверхтяжёлом танке Maus. Однако не всем известно, что в ходе работы над этим гигантом немецкие конструкторы рассматривали вариант оснащения его серийным авиационным двигателем Daimler-Benz DB.603, выпускавшимся с мая 1942 года. Этим мотором оснащался дальний бомбардировщик He-219A-7, тяжёлый истребитель Me-410B и другие самолёты.

Отказ от установки авиационных двигателей на танки был вызван тем, что авиамоторы всё-таки были более приспособлены для работы в воздухе. На бронетехнике они часто отказывали, им требовалось высококачественное горючее, которое было дороже в производстве. Наконец, заводы, выпускавшие моторы для авиации, зачастую просто не могли обеспечить всех заказчиков нужным количеством двигателей. Однако в течение довольно продолжительного времени в разных странах на поля сражения всё же выходили танки с «крылатым сердцем».

Закрыть