Внимание!
Вы просматриваете новость в старой версии сайта. Возможны проблемы с отображением в некоторых версиях браузеров.

Закрыть

История «Арматы»

Около тридцати лет назад нижнетагильские конструкторы заложили фундамент для нового танка, создав проекты «Объект 187» и «Объект 187А». Потом был построен в металле новаторский, но «несчастливый» «Объект 195». К чему в итоге пришли уральские инженеры?

На пути к прорыву

Удачные решения советских конструкторов в середине 60-х годов позволили создать танки с плотной компоновкой. Боевые машины стали компактными, не слишком тяжёлыми, но при этом — неплохо защищёнными. С другой стороны, если снаряд противника всё-таки пробивал броню, за этим почти гарантированно следовало разрушение агрегатов танка или поражение танкистов. Особое беспокойство вызывала укладка боеприпасов, находящаяся прямо в боевом отделении.

К концу 80-х на вооружении армии СССР было три типа основных танков: Т-64, Т-72 и Т-80. Это шло вразрез с принципом унификации бронетанковых войск. Т-90, которым предполагалось заменить их, не был по-настоящему новаторским

В 80-е годы работы над перспективными танками шли на всех основных танковых заводах СССР. Конструкторы стремились повысить огневую мощь (в том числе за счёт увеличения калибра орудия), усилить бронезащиту и максимально автоматизировать машины. Кроме того, нужно было проработать вариант новой компоновки, поскольку классическая уже не вполне обеспечивала выживаемость танка и его экипажа на поле боя.

Перед советскими конструкторами стояла сложная задача: им нужно было разработать новаторское решение по разделению и защите экипажа, боевого отделения и боеукладки. Над этим трудились в Харькове, Нижнем Тагиле и Ленинграде. Проект нижнетагильских конструкторов «Уралвагонзавода», «Объект 187А», хоть и не был воплощён в металле, стал основой для программы опытно-конструкторских работ «Совершенствование-88». В 2000 году в её рамках был создан «Объект 195», предшественник танка Т-14, построенного на базе тяжёлой унифицированной гусеничной платформы «Армата».

В чём логика создания унифицированной платформы? Упрощается задача промышленности по выпуску запасных частей. Проще работать ремонтникам, легче обучать личный состав. Единая платформа позволяет получить большое количество машин, что уменьшает себестоимость каждой отдельной единицы. Техника на одной базе имеет примерно одинаковую скорость, что очень важно при движении подразделения на марше. Пример: танковый мостоукладчик, который по защите близок к основному танку, не должен отставать, на поле боя ему нужно появиться вместе с боевыми машинами.

Старший брат «Арматы»

В «Объекте 195», предшественнике Т-14, конструкторы «Уралвагонзавода» реализовали два важнейших новшества: необитаемое боевое отделение и бронированную капсулу для экипажа. Новое, впрочем, оказалось слегка забытым старым — в пятидесятые годы в СССР уже пытались разнести вооружение и экипаж по отдельным модулям, правда, только в проекте. Подобные работы шли и в восьмидесятых.

Капсула «сто девяносто пятого» имела усиленную бронезащиту со всех сторон: с бортов, крыши, лба. От боевого отделения танкистов тоже отделяла броневая перегородка. К тому же конструкция боевого отделения была выполнена таким образом, чтобы ударная волна при подрыве уходила куда угодно, но не в сторону людей. Стопроцентной выживаемости это, конечно, не гарантировало, но шансов уцелеть у экипажа становилось в разы больше.

Танк «Объект 195». Большая часть информации о нём до сих пор засекреченаНеобитаемое боевое отделение нового танка полностью автоматизировали. Внутри находился боекомплект и механизмы заряжания. Башня выполняла функцию орудийного лафета. Одновременно она служила дополнительной защитой от крышебойных боеприпасов — очевидно, что пробить такое препятствие гораздо труднее, чем одиночный лист брони. Внутрь боевого отделения танкисты должны были заходить только в случае кризисной ситуации, например при отказе механизмов.

Основным вооружением «сто девяносто пятого» была гладкоствольная 152-мм пушка 2А83, дававшая огромные возможности для поражения целей как оперёнными подкалиберными снарядами, так и управляемыми ракетами нового типа.

«Объект 195» прошёл государственные испытания в конце 2000-х, но в серию не пошёл. Причин было несколько. Во-первых, 152-мм пушка оказалась избыточно мощной, для её снаряда противников на тот момент не было и в ближайшей перспективе не предвиделось. Во-вторых, у «сто девяносто пятого» был маленький боекомплект — всего 24 выстрела. Для того чтобы бороться только с вражеской техникой, это допустимо. Но современный основной танк должен решать более широкий спектр задач, и может случиться, что слишком частая загрузка боеприпасов будет затруднительна или невозможна. Имелись нарекания и на броню «Объекта 195»: если лоб его был защищён очень хорошо, то крыша и борта не дотягивали до новых, возросших требований. Промышленность также оказалась не готова к выпуску нового танка.

Вскоре после окончания работ над «сто девяносто пятым» появился «Объект 148», он же Т-14. Именно этот танк сейчас называют «Арматой». Т-14 вобрал в себя всё лучшее, что было на «Объекте 195», однако на качественно новом технологическом уровне.

Штрихи к портрету Т-14

От «Объекта 195» «Армате» в наследство достались изолированный отсек управления с хорошо защищённой капсулой, необитаемое боевое отделение и моторно-трансмиссионный отсек в корме. В танке максимально реализована модульная конструкция, которая обеспечивает огромные возможности для ремонта или модернизации: быстрой замене поддаётся большинство узлов и агрегатов. Можно, если потребуется, наращивать массу. Такой вот «лего-танк» массой от 50 до 65 тонн (максимальная заявленная грузоподъёмность шасси «Арматы»).

Двигатель и трансмиссия Т-14 для простоты ремонта в полевых условиях выполнены единым блоком, который можно заменить менее чем за час

Мощный лобовой узел бронирования Т-14 по своим габаритам сопоставим с капсулой отсека управления. Верхняя и нижняя лобовые детали корпуса, помимо многослойной комбинированной основной брони, защищены дополнительной бронеконструкцией, на которой расположена динамическая защита нового поколения. Её назначение — разрушение или дестабилизация боеприпасов, угрожающих основной броне. Дополнительными навесными модулями динамической защиты прикрыты и борта. Все узлы бронирования Т-14 можно достаточно легко заменять.

Почему всё-таки капсула, причём сильно вынесенная вперёд, как будто прижатая к лобовому узлу защиты? По расчётам конструкторов, мощную лобовую деталь Т-14 не сможет пробить ни одна из танковых пушек, существующих ныне (включая и орудие самой «Арматы») либо тех, которые появятся в ближайшие годы. Экипаж, который находится прямо за этой преградой, гораздо сложнее поразить: он будто прижимается к щиту. Снаряд противника попадёт не в лобовой узел брони, а в борт капсулы только в одном случае: если огонь будет вестись в борт, под углами, близкими к 90 градусам. Однако борта, крыша капсулы и боевое отделение также прикрыты многослойной бронёй и динамической защитой.

Башня Т-14 — это фактически лафет для прицелов, различного оборудования и, конечно же, 125-мм пушки высокого могущества 2А82. Конструкция пушки такова, что её точность очень высока даже без учёта высокотехнологичной системы управления огнём. Орудие проработано в двух вариантах: с эжектором для удаления пороховых газов, и без него — именно последний вариант установлен на Т-14. Благо вопрос загазованности для «Арматы» не имеет первостепенного значения, всё равно в боевом отсеке людей нет.

Танк на базе универсальной платформы «Армата». Источник — сайт Минобороны РФДвигатель танка дизельный, Х-образный, 12-цилиндровый. Его особенность — изменяемая мощность от 1200 до 1500 л. с. Ресурс работы на максимуме — около 10 000 часов. Это само по себе очень много, а если использовать «щадящий» режим, то срок жизни увеличится. При этом даже минимальной мощности достаточно, чтобы танк сохранил хорошую подвижность. Для упрощения ремонта в полевых условиях двигатель и трансмиссия выполнены единым блоком, заменяемым менее чем за час.

Ходовая часть танка длиной в семь опорных катков, как у «Объекта 195». Эту схему конструкторы сочли оптимальной. С одной стороны, благодаря ей удалось улучшить защиту танка, с другой — по сравнению со своим предшественником Т-14 не потяжелел и не увеличился в габаритах. Хотя по сравнению, например, с Т-90А или Т-80У «Армата» всё-таки весит больше.

Для повышения мобильности Т-14 оснащён управляемой адаптивной подвеской, которую можно подстраивать в зависимости от характера грунта, скорости движения танка, боевых задач. Можно менять жёсткость, предельный ход катка и т. д. В результате увеличиваются средняя и максимальная скорости движения, а также возрастает точность стрельбы на ходу (хотя это и дополнительный фактор, здесь главные роли у системы управления огнём и стабилизации вооружения).

Каждый современный танк напичкан высокотехнологичной начинкой, и Т-14 не исключение. Танкист превратился в оператора. Он получает комплексное изображение с разных каналов системы управления огнём, на экраны выводятся карты местности и различная информационная графика. Управление системами — кнопки, джойстики и сенсорные мониторы. Механик-водитель ведёт танк посредством штурвала, а не рычагов, что тоже намного удобнее.

В неофициальных сообщениях о Т-14 иногда указывалось, что танк получит радар с активной фазированной решёткой, которая будет одновременно отслеживать сотню целей на огромной дистанции. Фазированные решётки и вправду есть, но относятся они к новейшему комплексу активной защиты «Афганит», задача которого — перехватывать вражеские боеприпасы с помощью специальных поражающих элементов. Новая система защищает не только от противотанковых ракет, гранат ручных противотанковых гранатомётов, но и от крышебойных боеприпасов, а также от снарядов всех типов: кумулятивных, осколочно-фугасных и даже бронебойных подкалиберных.

Любая боевая машина — продукт компромиссов. Некоторые решения, задуманные конструкторами Т-14, воплотить не удалось. Например, пришлось исключить из системы управления огнём дополнительный радиолокационный канал. Зато матрицы для тепловизоров, полностью разработанные в России и предназначенные специально для нового танка, уже вышли на стадию опытного производства.

Дорога, которую нужно пройти

Танк Т-14 — один из многих видов техники, которые планируется строить на базе универсальной платформы «Армата». В планах — производство танковых мостоукладчиков, боевых машин огнемётчиков, минных заградителей-разградителей, инженерной техники и т. д.

Уже сейчас на основе «Арматы» созданы три образца: тяжёлая БМП-15 (боевая машина пехоты), БРЭМ (боевая ремонтно-эвакуационная машина) и собственно танк Т-14. Каждая разновидность техники из перечисленных существует в опытной партии, которую покажут 9 мая на параде в Москве. Затем техника отправится на доработку, опытно-войсковую эксплуатацию и государственные испытания.

Путь танка Т-14 на крупносерийный конвейер ещё далёк от завершения. Сейчас это пусть и перспективный, но всё-таки «ребёнок», наверняка страдающий многими «детскими болезнями». Он будет развиваться, совершенствоваться и улучшаться, прежде чем ему присвоят звание основного боевого танка. У Т-14 очень большой потенциал для модернизации. Можно улучшать вооружение, ставить более совершенную электронную начинку, можно усиливать броню. По оценкам конструкторов срок его «жизни» в армии — как минимум 50 лет.

Закрыть