Внимание!
Вы просматриваете новость в старой версии сайта. Возможны проблемы с отображением в некоторых версиях браузеров.

Закрыть

Этот день в истории. 20 июля

20 июля 1915 года российский конструктор А.А. Пороховщиков провел первую официальную демонстрацию машины «Вездеход», которая ныне считается одним из первых прототипов русского танка.

А.А. Пороховщиков"Вездеход". Внешний вид.Как и все проекты, разрабатывавшиеся в начале ХХ века, «Вездеход» Пороховщикова мало напоминал танки классической компоновки. Это была небольшая танкетка обтекаемой формы, передвигавшаяся при помощи широкой ленты из прорезиненной материи, натянутой на вращающиеся барабаны. Мощность двигателя составляла всего 10 лошадиных сил, однако благодаря небольшой массе (около 3,5 тонн) машина могла развивать скорость до 25 км/ч.

Испытания 20 июля 1915 года показали, что теоретические расчеты Пороховщикова не оправдались. Воплощенный в металле, «Вездеход» был крайне ненадежен. Постоянно рвалась или соскакивала с направляющих барабанов ходовая лента. Поворотные механизмы работали настолько слабо, что водителю приходилось отталкиваться шестом, чтобы направить танк в нужную сторону. Низкая рубка танка была неудобной и тесной даже для одного человека.

Поскольку ленточный движитель продемонстрировал свою полную несостоятельность, Пороховщиков отказался от него и заменил колесно-гусеничным. Конструкция новой ходовой части тоже была оригинальной. По дорогам «Вездеход» должен был двигаться на передних колесах и задних барабанах гусениц, а если нужно было преодолеть препятствие, танк «ложился» на гусеницы.

Серийное производство танка Пороховщикова налажено не было, так как инженер не смог устранить конструктивные недостатки машины. Тем не менее, «Вездеход» был весьма интересной конструкцией для своего времени. В нем впервые были применены бортовые фрикционные механизмы поворота, колесно-гусеничная ходовая часть (пусть и в непривычном варианте), а также вооружение во вращающейся башне.

Закрыть