Внимание!
Вы просматриваете новость в старой версии сайта. Возможны проблемы с отображением в некоторых версиях браузеров.

Закрыть

КВЖД. Боевое крещение советской бронетехники

Заглавная КВЖД новая

 

1929 год. Уже восемнадцать лет в Китае шла гражданская война. Страна представляла собой лоскутное одеяло из территорий, над которыми абсолютно и безраздельно властвовали полевые командиры. Маньчжурией, например, много лет правил Чжан Цзолин. Но в июне 1928 года он погиб при взрыве поезда, и власть перешла к его сыну — Чжан Сюэляну, прозванному «молодым маршалом». Ему требовалось как можно быстрее завоевать авторитет и укрепить власть. Проще всего было сделать это за счёт слабых соседей.

«Под ружьём» у Сюэляна были сотни тысяч бойцов, артиллерия, авиация и даже французские лёгкие танки «Рено»

Вот только враждовать с формальным правителем Китая Чан Кайши или с Японией Сюэляну не хотелось: слишком опасно, можно запросто лишиться и территорий, и жизни. И тогда «молодой маршал» обратил свой взор в сторону Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Ей совместно владели  СССР и Китай, а проходила дорога как раз по территории Маньчжурии, подвластной Сюэляну. Маршал решил: а почему бы не превратить чужое совместное предприятие в своё и единоличное?

Рейдерство по-маньчжурски

Карта боёв на КВЖД. Чжалайнор находится недалеко от ХайлараВ несколько приёмов были захвачены основные учреждения КВЖД, а советские служащие — арестованы. Затем с китайской стороны начались обстрелы территории уже непосредственно Советского Союза. Сюэляну «по наследству» от отца достались сотни тысяч бойцов, артиллерия, авиация и даже танки — лёгкие «Рено», закупленные во Франции. В Советском Союзе не без оснований опасались, что «молодой маршал» может напасть на дальневосточные регионы страны.

Ситуация требовала быстрого и жёсткого решения. Поэтому в СССР была создана особая Дальневосточная армия (ОДВА).

В ночь на 17 ноября началась Маньчжуро-Чжалайнорская операция — части ОДВА перешли границу с Китаем. Им предстояло, нанеся скоординированные удары с севера и востока, взять укреплённый район у станции Чжалайнор и окружить гарнизон крупного города, называвшегося так же, как и вся провинция: Маньчжурия.

Выполнить эту задачу было не так уж и просто. Китайские укрепления рассчитывались на попадания 152-мм снарядов, местами они были окружены колючей проволокой. По воспоминаниям ветеранов боёв на КВЖД, на опасных направлениях китайцы выкопали рвы шириной до 4 метров, установили минные поля и камнемётные фугасы. Девятитысячный гарнизон укреплённого района имел на вооружении 50 миномётов, столько же пулемётов, бомбомёты калибром до 150 мм и около 20 орудий калибра 77 мм.

Для советских войск это была первая крупномасштабная наступательная операция после окончания Гражданской войны.

«Малые сопровождения» вступают в бой

Рота танков МС-1 принимала участие в боях на КВЖДБронетехника под советскими знамёнами воевала и до КВЖД, но это были бронеавтомобили, доставшиеся ещё от царской России, а также достроенные бронетрактора Гулькевича, трофейные «Рено», «Уиппеты» и «ромбы», захваченные во время Гражданской войны. Прочее оружие было зачастую не лучше: командиры жаловались, что половина гранат не взрывается, а изношенные пулемёты отказывают после 5–6 очередей. Не хватало биноклей, часов, снаряжения, лошадей и людей.

Главным козырем Красной армии в битве под Чжалайнором должна была стать рота танков МС-1 (девять машин). Это были первые серийные машины, произведённые в Советском Союзе. Чтобы не утратить внезапность от их появления на поле боя, выдвижение боевых машин было строго секретным. О том, что танки будут поддерживать наступление, не знала даже советская пехота.

Операция началась. Передовые пехотинцы бесшумно сняли часовых, и войска пошли в атаку. Завязался бой с несколькими блиндажами у железной дороги. Засевшие в них китайцы сопротивлялись отчаянно, не испугавшись даже вида танков. Правда, построены блиндажи были скверно — с большими мёртвыми зонами, по которым можно было приблизиться, и вертикальными печными дымоходами, удобными для закидывания внутрь гранат. В результате так всё и получилось.

Несмотря на первые успехи и участие танков, с ходу прорвать основной укрепрайон не удалось. Танки МС-1 не могли преодолеть широкие окопы, их приходилось объезжать. Из-за того, что танкисты и пехотинцы совершенно не умели взаимодействовать на поле боя, танки, как написано в одном из отчётов, «разбрелись по полю и выпали из подчинения». И ещё одна цитата, которая относится к боям на КВЖД, но характерна для любой страны и любой эпохи: «Танки действовали решительно, жертвуя собой, но пехота поддерживала их слабо и активности не проявила».

17 ноября укрепрайон Чжалайнор взят не был, а наступление потеряло темп. Пришлось сделать паузу для отдыха пехоты и подхода артиллерии.

Работа над ошибками

Китайский расчёт горного орудияНа следующий день, 18 ноября, танки действовали уже взводами по три машины и в тесном взаимодействии с пехотой. Не будь танков — неизвестно, смогли бы советские конные батареи безнаказанно подъезжать к китайским дотам на дистанцию менее полукилометра и расстреливать их амбразуры в упор, а пехота — закидывать укрепления гранатами. Отчаянное сопротивление китайцев вполне могло привести к затягиванию операции и большим жертвам, а при подходе резервов из Манчжурии — и к более тяжёлым последствиям.

Неприятным сюрпризом стало то, что советская артиллерия не смогла уничтожить китайские блиндажи и землянки, а также подавить батареи. Спасало состояние китайской армии, которое даже в одной из лучших бригад было типичным для гражданской войны. Китайские пушки имели гранаты сомнительного качества, стояли в окопах с ограниченным сектором обстрела, а тактика применения артиллерии была, по оценке советских специалистов, крайне примитивна. Каждый блиндаж сопротивлялся упорно, но самостоятельно, без взаимодействия между частями. Китайцы, хотя и дрались в начале боёв до последнего патрона, плохо стреляли из винтовок и пулемётов, мало применяли гранаты. Основные потери наступавшим причиняли бомбомёты.

В танковой роте за время боёв вышли из строя семь машин (все по техническим причинам, китайцы так и не смогли подбить ни одного танка). С поддержкой танков пехота наконец взяла укрепрайон и захватила богатейшие трофеи за всю операцию на КВЖД — одни только винтовки считали не штуками, а вагонами.

По итогам боёв танкисты высказали ряд пожеланий. Они хотели получить картечные снаряды для танковых орудий, радиостанции и ракеты для связи. В будущем танкисты хотели бы получить тяжёлые танки, специально предназначенные для взлома вражеских укреплений. При ведении танковой атаки было признано необходимым ставить дымовую завесу.

Возможная неудача СССР в стычке на КВЖД резко отразилась бы на его международном положении. Это было особенно критично в хаосе начинающейся Великой депрессии и грядущего передела мира. Однако, использовав всего одну танковую роту, причём не с самыми сильными и грозными машинами, Советский Союз вышел победителем в первой пробе своих сил на мировой арене. Пусть танки МС-1 не были самыми лучшими советскими танками — но они были первыми. И в боях на КВЖД они выполнили свою задачу полностью.

 Также читайте на Warspot.ru: «Бои 1929 г. на КВЖД: Мишаньфуская операция».

Автор текста — Евгений Белаш

Евгений Белаш — историк, автор книг и статей о Первой и Второй мировой войне. Наиболее известная работа — «Мифы Первой мировой». Автор книги "Танки межвоенного периода" об участии бронетехники в военных конфликтах 20-х - 30х годов прошлого века.

Источники:

  • Материалы Российского государственного военного архива (РГВА).
  • Федюнинский И. И. На Востоке. — М.: Воениздат, 1985.
Закрыть