На тяжёлые самоходные орудия «Фердинанд» в операции «Цитадель» немцы возлагали огромные надежды. Одной из проверок их чаяний в ходе Курской битвы 1943 года стала станция Поныри. Её захват позволил бы противнику наступать на Курск вдоль железной дороги.
К вечеру 6 июля в районе Понырей у советских войск были сосредоточены 15 артиллерийских полков, тяжёлая гаубичная бригада и две истребительно-противотанковые бригады. Обычная железнодорожная станция превратилась в мощный укреплённый узел с сильной противотанковой обороной. Немецкому 41-му танковому корпусу генерала Йозефа Харпе надлежало разбить его любой ценой.
В течение 7 июля немцы силились взломать оборону 307-й стрелковой дивизии генерала М. А. Еншина в районе Понырей и совхоза «Первое мая». К полудню им удалось занять совхоз и выйти на северную окраину Понырей.
Командир 307-й стрелковой дивизии стянул к Понырям всю наличную противотанковую артиллерию; немцы пытались вклиниться между ними и группировкой сил у Ольховатки. Бой продолжался не только до наступления темноты, но даже ночью, при свете пылающих строений. Под натиском противника советские войска отступили от переднего края обороны на заранее подготовленные позиции в южной части Понырей. В течение следующего дня станция переходила из рук в руки, однако к ночи бойцы Еншина в ходе удачной контратаки вернули утраченные позиции.
В боестолкновениях 8 июля участвовало лишь шесть «Фердинандов». После серии бесплодных атак эти самоходки коротали ночь в низине у железнодорожной насыпи двумя километрами севернее совхоза «Первое мая».
9 июля должно было принести немцам долгожданный успех. Для удара на Поныри с северо-востока были задействованы части 78-й штурмовой дивизии, усиленные штурмовыми орудиями. Западнее железной дороги Орёл — Курск наступали боевые группы 292-й пехотной и 18-й танковой дивизий с ещё одним батальоном штурмовых орудий. Они должны были продвинуться из посёлка Первые Поныри на юг вдоль восточного берега реки Снов, в обход станции Поныри на Карпуньковку.
Учитывая опыт боёв 5 и 6 июля, немецкое командование решило провести массированную атаку с северо-востока — через совхоз «Первое мая». Для этого предназначались две пехотные дивизии, усиленные ударной боевой группой, которая насчитывала 166 боевых машин, в том числе 44 «Фердинанда» и 45 штурмовых танков «Бруммбар». Группу возглавил майор Бруно Каль.
В отличие от предыдущих боёв, Каль впервые применил здесь новое боевое построение «колоколом», при котором «Фердинанды» составили первый эшелон боевых порядков. Машины шли в две линии. В первой наступали две роты с интервалом между машинами около 100 метров. Командир дивизиона двигался в центре на танке Pz.Kpfw III. Во второй линии шла третья рота с интервалом между машинами от 120 до 150 метров. Командирские «Фердинанды», шедшие в середине боевых порядков своих рот, несли флажки на антеннах на случай потери радиосвязи. На самоходки возлагалась задача уничтожать окопанные советские танки, противотанковые орудия и отдельные огневые точки. Во втором эшелоне «колокола» шли 7,5-см штурмовые орудия, прикрывавшие своим огнём продвижение пехотных групп и подразделения сапёров.
В ходе очередного штурма станция Поныри и совхоз «Первое мая» неоднократно переходили из рук в руки. Обороне советской 307-й стрелковой дивизии содействовали части 3-го танкового корпуса. Атака роты штурмовых орудий и «Фердинандов» провалилась. Немецкие передовые части накрыло сильным заградительным огнём в лесу у пересечения дорог на Поныри и Малоархангельск. Артиллерия успешно сработала по бронетехнике противника, в частности, один из «Фердинандов» был уничтожен прямым попаданием снаряда 203-мм гаубицы Б-4.
Попытки немцев ударить с востока в обход Понырей также провалились благодаря умелым действиям воинов 4-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Советские десантники продолжали удерживать станцию под контролем и после отвода изнурённой 307-й стрелковой дивизии во вторую линию обороны.
Впереди были ещё дни и ночи противостояния до полного краха «Цитадели». Однако уже было понятно, что ставка немцев на новую боевую технику и перелом в ходе войны не сыграла.
Юрий Бахурин — военный историк. Автор ряда публикаций в центральной и региональной научной печати: журналах «Вопросы истории», «Военно-исторический журнал», «Военно-исторический архив», «Родина», «Антология войны», альманахе «Рейтар» и т. д. Автор книги «Panzerjäger Tiger (P) “Ferdinand”. Боевое применение» (рукопись готовится к печати).
Источники: