Внимание!
Вы просматриваете новость в старой версии сайта. Возможны проблемы с отображением в некоторых версиях браузеров.

Закрыть

Путь скандинавской брони. Часть 2

Вторая ветка шведской техники World of Tanks — это противотанковые самоходные установки. Военные конструкторы Швеции работали над данным видом техники так же активно, как и над танками. И результаты получались столь же интересными. В этом материале вы познакомитесь с историческими прототипами шведских ПТ-САУ и их особенностями. 

Pvlvv fm/42

Лидер шведской танковой отрасли, компания Landsverk, делала большие ставки на зарубежных покупателей. Она предлагала им целый «модельный ряд» разнообразных боевых машин. В их числе в 1936 году был двухместный танк-разведчик с 20-мм автоматической пушкой Madsen.

Шведские военные тоже заинтересовались этим танком и заказали два опытных образца: полноценную боевую машину и отдельное шасси. Потом их интерес угас, и вместо танка от Landsverk Швеция закупила 45 танкеток чехословацкого производства.

В 1942 году на базе оставшегося шасси L-120 шведы разработали зенитную самоходную установку (ЗСУ), вооружённую 20-мм автоматической пушкой 20 mm Lvakan m/40 с орудийным щитом. Потенциально орудие могло вести огонь не только по воздушным, но и по наземным целям. Дальше опытного образца дело не пошло: ЗСУ, оснащённые 40-мм зенитной пушкой, выглядели более перспективно.

Ikv 72

В начале 1949 года шведская армия начала разрабатывать концепцию боевой машины для поддержки пехоты. В её рамках Landsverk «озадачили» подготовкой проекта 6-тонной машины с лёгким бронированием и вооружением в виде пушки в лобовом листе рубки. Уже в апреле был готов эскизный проект 6 tons Tankett m/49, а также бумажный макет. Спустя год на испытание вышел переработанный вариант машины. Длина корпуса Tankett fm/49, по сравнению с исходной машиной, выросла на полметра.

Первоначально машина была вооружена тремя пулемётами, но вскоре её переделали под установку 75-мм пушки. Конструкторы также рассматривали вариант использования короткоствольной пушки калибра 84 мм. По итогам переделок боевая масса машины подросла до 8 тонн, но при этом она всё равно сохранила высокую подвижность. В итоге установку приняли на вооружение в 1952 году как Ikv 72. Было выпущено 36 машин, которые в 1956 году модернизировали, установив вместо 75-мм орудия более мощную систему калибра 105 мм. Модернизированные машины получили обозначение Ivk 102.

Sav m/43

Ещё для одной шведской самоходной установки конструкторы поначалу собирались использовать шасси Landsverk L-60. Но у этого танка был очень малый ресурс нагрузки ходовой части. Между тем этот параметр имел очень большое значение, поскольку штурмовую САУ шведы хотели защитить довольно толстой бронёй. Из-за этого работы с шасси L-60 так и не продвинулись дальше опытных образцов.

Совсем иная ситуация сложилась с лёгким танком Strv m/41. Он изначально имел более высокую боевую массу и более толстую броню, а подвеска позволяла повысить нагрузку ещё на пару тонн. Так что в 1942 году шведы приступили к разработке штурмового самоходного орудия на базе Strv m/41.

В августе 1943 года был изготовлен опытный образец, получивший обозначение Pav m/43. Сначала на него установили 75-мм пушку 7,5cm Kan m/02, но вскоре переделали под установку 105-мм орудия. Переделанную САУ переименовали в Sav m/43. С марта 1944 года по январь 1945 года выпустили 36 машин, но пушки они получили только год спустя. В 1962 году машины модернизировали, что подняло боевую массу до 12,4 тонны. Прослужили Sav m/43 до 1973 года.

Ikv 103

В 1956 году шведы модернизировали свои лёгкие САУ Ikv 72 до уровня Ikv 102. Помимо более мощного орудия калибра 105 мм, машины получили большие откидные панели, образующие что-то вроде крыши боевого отделения. По итогам модернизации отдельно был составлен список улучшений, который реализовали в следующей партии самоходных установок.

Машины, получившие обозначение Ikv 103, во многом повторяли предшествующую модель. Главным отличием стало то, что вместо двигателя Ford самоходная установка получила шведский мотор SFA B42. Габариты корпуса остались прежними, но его конструкцию также несколько улучшили. Боевое отделение стало полностью закрытым, немного изменилась и сама его конструкция.

Модернизированную подобным образом машину выпускали в течение 1956–57 годов, всего шведская армия получила 81 экземпляр Ikv 103. Они поступили на вооружение 13 пехотных бригад. Как и многие другие шведские боевые машины, Ikv 103 довольно долго состояли на вооружении, пока их не заменили более совершенные самоходные установки Ikv 91.

Ikv 65 Alt.II

К середине 60-х годов шведская армия начала разрабатывать концепцию новой боевой машины для поддержки пехотных частей. Согласно этой концепции, вместо короткоствольной пушки калибра 105 мм предполагалось использовать орудие калибра 90 мм. Также сохранялось требование высокой подвижности. Одним словом, вместо самоходной короткоствольной пушки предполагалось получить лёгкий истребитель танков, почти не имеющий брони, но очень манёвренный и с мощным вооружением.

В конкурсе приняли участие три фирмы. Среди них оказалась и Landsverk, в своё время создавшая Ikv 72, 102 и 103. Свою машину она обозначила как Ikv 65. Конструкторы представили на конкурс пять вариантов машины. Первый из них базировался на шасси Ikv 103, второй, третий и четвёртый — на базе бронетранспортёра PBV 302. Как и требовало задание, машины предполагалось вооружить 90-мм пушкой Bofors с длиной ствола 53 калибра. В целом эти варианты были похожи между собой и напоминали базовый бронетранспортёр, которому в лобовой бронелист поставили пушку. Пятый вариант походил на лёгкий танк и имел вращающуюся башню. По ряду причин военные отказались от машин Landsverk, и дальше моделей их разработка не продвинулась.

Ikv 90 Type B

Помимо Landsverk, в 1967 году в конкурс по созданию новой машины поддержки пехотных частей вступила фирма Bofors. Как раз в это время она занималась «доводкой» нового танка Strv 103. Поэтому варианты машин, предложенные заказчику, чем-то напоминали этот безбашенный танк.

Bofors, как и Landsverk, предложили пять вариантов самоходной установки. Все они базировались на 5-катковом шасси. Машины имели удельную мощность 20 л. с. на тонну и расчётную максимальную скорость 65 км/ч. Часть предложенных концепций получила устройства для преодоления водных преград, похожие на те, которыми оснащались Strv 103, то есть складные «коробки» из водонепроницаемого материала.

У Ikv 90 typ A и Ikv 90 typ T были вращающиеся башни, остальные САУ получили рубочное размещение боевого отделения. Вариант Ikv 90 typ B имел весьма необычную форму корпуса. Боевое отделение располагалось в кормовой части, в рубке «рубленой» формы. Это несколько увеличило объем боевого отделения, но ухудшило устойчивость к снарядам. Впрочем, при толщине брони всего 15 мм форма рубки особого значения не имела. Все варианты Ikv 90 были вооружены 90-мм пушкой с автоматом заряжания. Судьба Ikv 90 оказалась такой же, как и у разработки Landsverk — дальше эскизов дело не продвинулось.

UDES 03

В начале 70-х годов компания FMV запустила программу разработки серии экспериментальных машин под общим обозначением UDES (Underlagsgrupp Direkt Eld Stridsfordon, дословно — наземные боевые машины прямого огня). Среди них был и проект UDES 03 — перспективной боевой машины 20-тонного класса, похожей на Strv 103. В отличие от него, у UDES пушка не была жёстко закреплена в корпусе, она могла наводиться в вертикальной плоскости.

Над проектом на конкурсной основе работали фирмы Bofors и Hägglunds. В игре представлена самоходка, разработанная Bofors весной 1972 года. Машина должна была быть приземистой (всего 1,75 м по крышу) и вооружённой 105-мм пушкой с длиной ствола 40 калибров, спаренной с 20-мм автоматической пушкой.

Подобно Strv 103, машина имела экипаж из трёх человек и систему активной подвески, позволявшую изменять угол наклона корпуса. Проект неоднократно переделывался, для отработки систем был создан сначала самоходный стенд на базе бронетранспортёра PBV 302, а затем и тестовое шасси. Однако опытные работы затянулись, и в итоге программу UDES 03 шведы закрыли.

Strv 103-0

Осенью 1963 года началась постройка опытной серии танков Strv S. Всего шведы собрали 10 таких машин. В них учли результаты испытаний опытных образцов Strv S1 и Strv S2. Танкам изменили форму корпусов, в том числе затем, чтобы можно было установить систему преодоления водных преград, хотя не все машины получили её в реальности. Также у новой версии Strv 103 мехвод и его помощник попадали внутрь танка не через два двустворчатых люка, а через общий. Были и другие переделки.

В ходе дальнейших исследований и испытаний инженеры продолжали понемногу менять облик танка. Хотя это были уже именно мелкие доработки. Например, испытания показали, что командирская башенка имеет неидеальную форму. Узел переделали, одновременно добавив к нему турель ручного пулемёта. От установки двух курсовых пулемётов быстро отказались, установив вместо них ящик ЗИП (запчастей и принадлежностей). Дополнительные ящики ЗИП добавили на корму машины.

Strv 103B

По итогам эксплуатации Strv 103A был составлен список изменений, который конструкторы реализовали в более поздней машине — Strv 103B. Этот танк стал основным в серии — всего шведы их изготовили 220 штук. Поставки начались в 1970 году, примерно в это же время до уровня Strv 103B стали модернизировать ранее выпущенные Strv 103A. Окончательно шведская армия была укомплектована Strv 103 к концу 1971 года.

Помимо различных мелких переделок, Strv 103B стал более подвижным. Вместо 300-сильного Boeing 502-10 на него установили газотурбинный двигатель Caterpillar 553 мощностью 490 лошадиных сил. Масса танка выросла до 39,7 тонны, зато удельная мощность поднялась до 18,4 л. с. на тонну. Также танк получил полный комплект оборудования для преодоления водных преград.

Конструкторы изменили конструкцию гусеничных траков, предусмотрев для них съёмные резиновые подушки. Позднее появилась дополнительная бронезащита кормового бронелиста. Модификация Strv 103B эксплуатировалась до середины 80-х годов, а позже эти танки довели до уровня Strv 103C.

Автор текста — Юрий Пашолок
  1. http://www.ointres.se/pansar.htm.
  2. http://ftr.wot-news.com.
  3. http://ritastatusreport.blogspot.cz.
  4. Архив Карла Бломстера (Karl Blomster).
  5. http://tanks.mod16.org.

Автор выражает большую признательность шведскому историку Карлу Бломстеру (Karl Blomster) за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Закрыть