Внимание!
Вы просматриваете новость в старой версии сайта. Возможны проблемы с отображением в некоторых версиях браузеров.

Закрыть

Истоки танкостроения. Танк как предчувствие

premonition_684

 

Появление танков на поле боя означало, что «война моторов» достигла своей вершины. Этому моменту предшествовал долгий путь исканий, проб и ошибок, и многие его тупиковые ответвления по сей день остаются неизвестными.

Танки вызвала к жизни логика мировой войны с её вызовами человечеству. И, хотя первым стал британский Mk 1, наступление эры танков предрекали даже простые люди в глубинке Российской империи. Они составляли свои наивные проекты боевых машин будущего. Взглянем на несколько из них.

«Боевой ткацкий челнок»

Эскиз «Пулехода» Р.И. Шовкопляса1 августа 1915 года, ровно через год после начала Великой войны, крестьянина Минусинского уезда Енисейской губернии Романа Ивановича Шовкопляса обуревало предчувствие кануна последних времён и конца света. Стремясь сбросить камень с души, он не мешкая написал письмо военному министру Российской империи с изложением своей идеи: создать «такое приспособление чтобы наш солдат мог прилететь за несколько верст через несколько минут или часов к ему на встречу на растояние 3 или 5 сажен и слать ему в грудь пули как дождь спулимета и всякие снаряды а самого солдата не видать и ништо ему не вредит кроме бомбы…». (Здесь и далее орфография и стилистика первоисточника сохранены. — Прим. ред.)

В письме не содержалось никакого технического описания задумки Шовкопляса. Крестьянское сознание, полное веры в технический прогресс, тем не менее, цеплялось за окружающие предметы быта в поисках аналогий и прообразов. И таковым стал… челнок — подвижная деталь ткацкого станка, прокладывающая поперечные нити при создании ткани.

«Я сообразил што можно устроить машину на подобие челнока швейной машины старого типа увеличить в несколько раз больше устроить машину прикрепить к задней части пулимет под делать колеса под его снабдить снарядами и пустить у действие», — простодушно писал Шовкопляс. В конце письма он изобразил и курьёзный эскиз придуманной боевой машины, получившей название «Пулеход». Несмотря на невероятную простоту рисунка, в нём были учтены и моторный отсек («машина опарата»), и ходовая часть, и боевое отделение с боеукладкой!

Гоночный броневик

Эскиз «Бронированного автомобиля сигарообразной формы» А.И. Кудрявцева.Гораздо основательнее к собственному проекту боевой машины с улучшенной аэродинамикой подошёл житель Москвы А. И. Кудрявцев. Летом 1916 года он направил в Главное военно-техническое управление описание и эскиз «Бронированного автомобиля сигарообразной формы». В первых же строках письма автор перечислил конструктивные преимущества:

  • «Скользящую поверхность покатую, рикошетирующую ударяющие в нее пули;
  • пулеметы расположены на поверхности кузова, не занимая места внутри;
  • мотор помещенный в средине рамы шасси, дозволяет ремонт его, пуск, производить внутри;
  • коробка скоростей служит как бы сиденьем…».

Рисунок нового германского броневика, выполненный российским военным разведчикомКудрявцев, как ему самому казалось, учёл все. Отсутствие рессор в конструкции броневика компенсировали пружины, помещаемые экипажем под фуражки. Руки пулемётчиков в выходных окнах без крышек защищали бронещитки. Бронеколпак с зенитным орудием в крыше кузова увеличивал огневую мощь. Теснота внутри автомобиля, даже при выносе пулемётов наружу, тоже подавалась как преимущество — ведь вплотную прижатому к выходному окну водителю открывается больший обзор. Изобретатель был убеждён, что его детище благодаря форме кузова сможет послужить и скоростным тараном.

Однако вердикт ГВТУ по итогам обсуждения этого проекта был лаконичен: «Размещение людей в машине не рационально. Укрепление пулеметов не рационально. Укрепление пушки не рационально. Не только общая идея, но и ни одна составляющая ее мысль не может быть ни полезна, ни принята к сведению». Невозможным сочли даже создание кузова предложенной формы — хотя тут снобизм военных инженеров вскоре был развеян донесениями военных разведчиков о разработках новых броневиков в Германии.

Дорожный каток как танк

Пойти другим путём, вернее, проложить свой собственный, ещё в начале 1915 г. решил крестьянин Архангельской губернии Павел Скрозников. В письме в Главное военно-техническое управление (ГВТУ) Военного министерства он изложил свою «мысль на устройство машины для того, чтобы давить неприятельскую пехоту».

Суть замысла была проста: пустотелый стальной цилиндр размерами 2 аршина (около 1,5 метра) в диаметре и 3 аршина (2,13 метра) в продольной проекции, катящийся при помощи автомобиля, «который подталкивает его катить». Оси цилиндра и автомобиля соединялись тягами. Трогаясь с места, последний приводил каток в движение и…

Эскиз «Бочки» П. Скрозникова«Несколько десятков таких цилиндров, пущенных в ряд на быстрый ход в несколько минут без звука, без затраты на снаряды и жертв могут уничтожить раздавить целый неприятельский отряд», — рассуждал Скрозников. К тому же, добавлял он, цилиндр послужит щитом для автомобиля и его экипажа. Почему бы не использовать такую машину заодно и как транспортёр пехоты?

Увы, действительность в лице военных специалистов ГВТУ не оправдала чаяний изобретателя: его предложение сочли не имеющим практического значения, а в извещении об этом ещё и попросили оплатить гербовый сбор в размере двух рублей — за почтовые расходы.

Бочка-митральеза «Вулкан»

С падением самодержавия в России в марте 1917 года ключ изобретательской мысли не иссяк — наоборот, революция придала ему новый импульс. В мае 1917, в ответственный период подготовки крупного наступления русской армии, призванного переломить ход войны, в Инженерный комитет ГВТУ обратился некто гражданин Сухманов.

Его предложение было сумбурно описано, а схематический чертёж ныне утрачен. Но чего стоило уже название проекта — «Бочка-митральеза “Вулкан”». Речь шла об особой бронированной бочке до 7 аршин (5 метров) в диаметре и 9 аршин (6,4 метра) в длину. В каждом днище бочки Сухманов предлагал расположить пулемёты. Самой любопытной деталью проекта была ходовая часть: изобретатель отказывался от мотора в пользу мускульной силы. Приводить цистерну в движение следовало одному-двум сидящим внутри неё рабочим.

Сухманов писал: «На цилиндрическую горизонтальную часть бочки с внутренней стороны устанавливается на 4 колесиках деревянный станок с механизмом для движения и торможения бочки, а к нему подвешивается другой станок с деревянным полом для помещения груза... Вращение бочки достигается 2 маховиками с педалями, на которые нажимает сидящий рабочий, помещёнными по обеим концам неподвижного станка для движения вперёд и назад». Он предусмотрел и раму на оси своей «бочки-митральезы» для буксировки её на конной тяге по пересечённой местности. В случае же порчи маховиков, добавлял Сухманов, «имеется возможность вращать бочку простым переступанием рабочего по внутренней стороне бочки», — подобно белке в колесе.

Несложно догадаться, что специалисты Инженерного комитета ответили на это предложение разгромной критикой. Осуществлять перевозки даже на обычных телегах было проще. Далее — тяжёлую цистерну с грузом до 1 тонны не сумели бы сдвинуть с места даже самые выносливые рабочие. Ну а начав движение под уклон местности, бочка-митральеза «Вулкан» оказалась бы угрозой для самих русских войск, подобно той, что замышлял против немцев П. Скрозников, о котором рассказано выше.

Идея Сухманова была забракована. Однако он, сам того не подозревая, стал автором одного из первых проектов отечественного танка. Ведь в 1917 году само это слово ещё не стало международным, в переводе с английского языка означая «цистерна».

В наши дни дорожные катки служат мирному быту, а обтекаемость является ключевым параметром для гоночных автомобилей. Пройдя путь от примитивных технологий до танков, история расставила всё по местам. Но путешествие по этому пути к его истокам сулит ещё немало открытий.

Также читайте: Тансформеры мировых войн.

Автор текста — Юрий Бахурин

Юрий Бахурин — военный историк. Автор ряда публикаций в центральной и региональной научной печати: журналах «Вопросы истории», «Военно-исторический журнал», «Военно-исторический архив», «Родина», «Антология войны», альманахе «Рейтар» и т. д. Автор книги «Panzerjäger Tiger (P) “Ferdinand”. Боевое применение».

Источники:

  • Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 493. Оп. 2. Д. 6. Л. 373;
  • РГВИА. Ф. 803. Оп. 1. Д. 1828. Л. 366-366об, 411-412об;
  • РГВИА. Ф. 803. Оп. 1. Д. 1829. Л. 154-156, 158-158об;
  • Документальная коллекция компании Wargaming.
Закрыть