В память о «Буране»: 2D-стиль «В космос!»

Друзья!

15 ноября 1988 года совершил свой первый полёт советский космический корабль «Буран». Это значимое событие в истории космонавтики, в память о котором мы создали специальный 2D-стиль «В космос!».

Как «Буран» совершил полёт без экипажа и почему он не сохранился до наших дней можно узнать из нашего материала.

Совместные усилия 1206 предприятий

Хотя советская разработка во многом походила на «Спейс шаттл», конструкторы отказались от твёрдотопливных ускорителей, применённых американцами, в пользу связки из четырёх ракетных блоков с двигателями РД-123 на хорошо освоенном кислородно-керосиновом топливе.

«Буран» на авиасалоне Ле-Бурже. Фото: master sgt. Dave Casey, wikipedia.org.

По аэродинамической схеме «Буран» — моноплан с низкорасположенным треугольным крылом, выполненный по схеме «бесхвостка». В носовой части располагалась герметичная кабина объёмом 73 м3, в которой находился экипаж и большая часть оборудования. Корпус корабля покрывался специальным теплозащитным покрытием. А в отсеках, где расчётная температура могла достигать 1600 градусов Цельсия, применялся особый композиционный материал типа углерод-углерод. Каждая из плиток покрытия устанавливалась в конкретное место, предопределённое обводами корпуса.

В разработке космического корабля участвовало 1206 предприятий и организаций, почти сто министерств и ведомств. Также были задействованы крупнейшие научные и производственные центры разных республик СССР.

Лётные испытания планировалось начать во втором квартале 1979 года, то есть ещё до первых полётов кораблей «Спейс шаттл».

Первый и последний полёт

15 ноября 1988 года в 6:00 по московскому времени ракетно-космический комплекс «Энергия-Буран» оторвался от стартового стола. Работа ракеты-носителя завершилась спустя восемь минут, затем «Буран» начал самостоятельный полёт. На борту космического корабля не было экипажа — системы работали в автоматическом режиме.

Вскоре «Буран» вышел на рабочую орбиту наклонением 51,64° и высотой 251–263 км. За положением корабля в пространстве на Земле следили с помощью бортовой телекамеры и принимаемой телеметрической информации.

Когда пришло время завершать полёт, автоматической комплекс передал в Центр управления полётами (ЦУП) параметры тормозного манёвра для схода с орбиты.После того, как «Буран» начал снижение, на высоте 90 км с ним была потеряна связь — причиной стала плазма, не пропускающая сигнал. Тишина в эфире продлилась чуть больше десяти минут, вскоре наземные станции стали снова принимать сигнал от корабля.

При заходе на посадку «Буран» дал повод для волнения — его действия отличались от расчётной схемы. Проанализировав ситуацию, служба управления доложила: «Всё в порядке». Система не ошиблась, а оказалась «умнее», выбрав оптимальные условия для посадки.

На скорости 263 км/ч корабль изящно коснулся посадочной полосы и через 42 секунды, проехав 1620 м, замер в её центре. Программа первого испытательного полёта была выполнена полностью и блестяще!

Печальный триумф

«Буран» стал триумфом советских космических технологий и сулил много перспектив. Конечно, корабль не преминули показать генсеку Михаилу Горбачёву, на которого он не произвёл впечатления. Глядя на корабль, генсек произнёс: «Ну… видимо, кораблю мы навряд ли найдём применение… Но ракета, мне кажется, найдёт своё место…».

Вскоре после этого распался Советский Союз, и в начале 90-х годов, согласно решению Российского космического агентства, работы по «Бурану» были прекращены, а созданный задел ждала консервация. Точку в истории корабля поставила обрушившаяся на него крыша монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.

Подготовлено по материалам Warspot.

2D-стиль «В космос!»

Стиль частично копирует теплозащитное покрытие возвращаемых космических кораблей-челноков. На «Буране» оно состояло из более чем трёх десятков тысяч отдельных плиток, способных выдержать экстремально высокие температуры. Приобрести его можно во внутриигровом магазине за 450 бон.

Закрыть