Внимание!
Вы просматриваете новость в старой версии сайта. Возможны проблемы с отображением в некоторых версиях браузеров.

Закрыть

Большая уборка в гавани Читтагонг

Судоподъёмные работы в порту Читтагонг

Апрель 1972 года. Запись в дневнике старшего мичмана Михаила Осадчего: «Наконец-то открылась панорама Читтагонского рейда. Пока непонятно, где же сам порт и где вход в реку Карнапхули, все расплывчато, пустынно… Видны были следы войны, разрухи… чернеют остовы затопленных судов. На берегу — силуэты обрушенных зданий». В таком безрадостном антураже начиналась двухлетняя спасательная миссия советских моряков в Бангладеш.

Крупный порт Читтагонг, расположенный в устье реки Карнапхули, впадающей в Бенгальский залив, сильно пострадал во время войны за независимость Бангладеш от Пакистана в 1971 году. Двенадцать из восемнадцати его причалов оказались разрушенными или повреждёнными, акватория была напичкана минами. В довершение всего в фарватере реки и у причалов лежало около сорока затопленных судов, многие из которых глубоко погрузились в донный ил.

Передавленное горло молодой страны

Практически в то же время, когда Бангладеш воевал с Пакистаном, шёл и другой, индо-пакистанский конфликт. Эти боевые действия затронули и бенгальскую территорию. Так что индийцы невольно приложили руку и к хаосу в Читтагонге — их авиация не раз бомбила его и обстреливала ракетами.

Акватория порта Читтагонг была нашпигована минами, ставившимися бессистемно. Карт минных заграждений не существовало

После капитуляции Пакистана вопрос о разминировании бангладешских портов встал очень остро, поскольку морские поставки были, по сути, единственным способом спасти страну от послевоенной разрухи и голода. Бенгальцам попыталась помочь Индия, её моряки сумели кое-как протралить фарватер. Относительно безопасным он был только для небольших судов с неглубокой осадкой. Но мин в Читтагонге оставалось ещё много, при этом устанавливали их как попало и карты расположения не существовало в природе.

В результате даже в проходе, расчищенном индийцами, по-прежнему было опасно из-за донных мин, которые то и дело срывались с якорей и хаотично дрейфовали по акватории. Взрывы продолжали греметь, а корабли — тонуть. Много жертв было и среди местных жителей-рыбаков, которые часто даже не подозревали, насколько опасен выловленный из воды стальной шар. Одно из типичных происшествий: рыбак принёс мину домой, из любопытства попытался её разобрать, в результате десять хижин было уничтожено и полтора десятка человек погибло.

В марте 1972 года бангладешский президент Муджибур Рахман посетил СССР и попросил помощи в спасении Читтагонга. Советские эксперты вылетели в Бангладеш немедленно.

Фронт работ ЭОН-12

Президент Бангладеш М. Рахман приветствует советских моряковДве недели советские спецы изучали проблему и вынесли неутешительный вердикт. Работы в Читтагонге могли затянуться на несколько лет, причём успех гарантировать невозможно. Тропический климат с его жарой, влажностью и внезапными циклонами, почти нулевая видимость под водой, частые и высокие приливно-отливные течения, толстый слой ила, в котором вязли и которым заполнялись затонувшие суда, всё ещё плавающие по Читтагонгу мины — такие условия ожидали советских специалистов. Вдобавок масса многих затонувших корпусов, которые предстояло поднимать со дна реки, превышала 1000 тонн, а краны, изготовленные в СССР, больше ста тонн не поднимали.

Параллельно с советскими в порту работали и западные эксперты, по оценкам которых работы должны были занять около пяти лет. СССР взялся завершить их за два года — к 1 июля 1974-го, причём на безвозмездной основе.

Для выполнения задачи была сформирована экспедиция особого назначения ЭОН-12, подчиняющаяся командованию Тихоокеанского флота. В её состав вошли семнадцать кораблей и судов разного назначения: тральщики, гидрографический промерный бот и др. Специально для работ в Бангладеш в Голландии были заказаны два плавучих крана, способных поднимать 800-тонные грузы. Командовал экспедицией талантливый организатор и офицер, контр-адмирал Сергей Зуенко, его заместителем по судоподъёмным работам был капитан 1-го ранга Юрий Сенатский.

Не считая разминирования, для того, чтобы обеспечить хотя бы минимальное судоходство в Читтагонге, со дна нужно было поднять пятнадцать судов. Из них только три можно было залатать, откачать воду и на буксире увести из порта. Остальные нужно было по возможности «разделывать» на куски и поднимать кранами.

В первых числах апреля в Читтагонг начали прибывать суда ЭОН-12.

В мутных водах Карнапхули

Местное население смотрело на небольшие советские корабли недоверчиво: как эта мелочёвка справится с колоссальной работой? Но скепсис развеялся, когда менее чем за две недели советские моряки убрали первые три судна — те самые, которые подлежали ремонту. Для этого их разгрузили, подняли якоря кранами и залатали пробоины. Маленькие дыры заколачивали деревянными клиньями, большие заделывали при помощи пластырей из досок и парусины, пропитанной солидолом. 

«Стоп-водой» советские моряки называли время, когда река Карнапхули замедляла своё течение и ведение подводных работ становилось возможным

В середине апреля начались водолазные работы. Максимальная скорость течения, при которой человек мог работать под водой, составляла немногим более 4,5 км/ч. Но Карнапхули была куда более быстрой рекой. Скорость её течения, в зависимости от сезона, колебалась от 9 до 16 км/ч. Но была у Карнапхули одна интересная особенность, которую моряки назвали «стоп-водой». Четыре раза в сутки, в зависимости от приливов и отливов в Бенгальском заливе, река сначала приостанавливала течение, а затем начинала течь в обратную сторону. Это явление продолжалось всего час, и именно в «стоп-воде», когда река еле текла, работали водолазы. Это могло быть в любое время суток, в том числе и ночью.

Для водолазов, впрочем, не имело большого значения, ночь на дворе или день. Из-за огромного количества ила, которое несла река, видимость под водой просто отсутствовала. Ослепительно яркая дуга электросварки казалась водолазу мутным жёлтым пятном. Дельфины, живущие в водах Карнапхули, от природы были лишены зрения — для них оно было бесполезно.

Советский буксир возле перевёрнутого парохода в ЧиттагонгеЧтобы в таких условиях вести работы уверенно, каждая водолазная бригада была закреплена за определённым участком. Только так, ощупывая корпуса, запоминая расположение и размер повреждений, можно было добиться результата. Иногда случались любопытные моменты. При осмотре рулевой рубки затонувшего парохода «Сонартари» водолаз обнаружил там… котёл, который вообще-то должен был находиться в машинном отделении. Потом, когда судно подняли, выяснилось, что это потолок верхней палубы, который прогнулся внутрь рубки. А то, что руки водолаза приняли за заклёпки, оказалось точками коррозии.

Оптимальным снаряжением для работы водолазов в воде, температура которой не опускалась ниже 33 градусов, были лёгкие водонепроницаемые комбинезоны, воздух в которые подавался по шлангу сверху. Всякий раз, когда водолаз снимал комбинезон, изнутри выливалось много воды. Костюмы тщательно проверяли, но причин дефекта найти не могли. И только когда догадались проверить воду, оказалось, что это человеческий пот. Всего за один спуск продолжительностью в час водолаз терял до двух килограммов массы. Неудивительно, что перед спуском людей проверяла комиссия из 11 врачей, а каждые две недели водолазы отправлялись на реабилитацию в дом отдыха, организованный для них правительством Бангладеш.

Рубка взрывом, резка цепью

Советские моряки позируют на фоне разрушенного суднаЗатонувшие суда с относительно небольшими повреждениями латались под водой. Если ил внутри корпуса слежался, то его размывали мощной струёй воды, а затем вытягивали эту муть грунтососом. Откачав воду, судно поднимали на поверхность и буксировали на судоразделочную базу. Но, к сожалению, не всё, что лежало на дне Читтагонга, можно было поднять таким способом.

Тогда приходилось разделывать корпуса разными методами. Например, при помощи электро-кислородных резаков. Также корпус могли «рубить» на части небольшими зарядами взрывчатки.

Заслуживает внимания ещё один метод. Взрывом или кислородными резаками проделывались отверстия, в которые протягивались якорные цепи. Концы цепей заводились на два крана, поочерёдно дававших нагрузку на них. Цепь, словно пила, резала металл корабельного корпуса.

Контр-адмирал Зуенко вспоминал, как бангладешский капитан, наблюдавший за работой советских специалистов, говорил: «Я много плавал, много видел, но такого ещё не видал… По мнению многих, на восстановление порта требовались годы. Года стали месяцами. Разве это не чудо?» Уже через три недели в Читтагонге двенадцать причалов могли принимать корабли. К августу 72-го ширина безопасного фарватера достигала 30 кабельтовых (почти 5,6 км).

Медаль контр-адмирала С. ЗуенкоВ ноябре 1973 года в Бангладеш наконец-то прибыли заказанные 800-тонные краны. Благодаря этому скорость работ возросла едва ли не в десять раз. В декабре было поднято со дна последнее судно, мешавшее нормальной работе порта, — пароход «Сурма». В сущности, на этом можно было бы и закончить, но ЭОН-12 трудилась до марта 74-го года, подняв со дна в общей сложности 26 затонувших судов, проведя тщательное траление порта от мин и разведку ещё не найденных минных полей.

12 июня 1974 года экспедиция особого назначение отбыла во Владивосток, увозя с собой медали, которые бангладешцы специально изготовили для советских специалистов. Рядовые моряки получили медали, отлитые из переплавленной бронзы винтов парохода «Сурма». Офицерские награды были серебряными. А командир экспедиции С. Зуенко получил медаль из золота, отчеканенную в единственном экземпляре.

Автор текста — Владимир Пинаев

Источники:

  1.        Окороков А. Тайные войны СССР. Советские военспецы в локальных конфликтах ХХ века.
  2.        Зуенко С. Подвиг в Читтагонге. Военно-исторический журнал, 1979, № 11.
  3.        Удманцев В. Миссия в тропиках. Военно-промышленный курьер, 2005, № 5.
  4.        Осадчий М. Экспедиция особого назначения. Электронный источник: http://www.toz.khv.ru/newspaper/iz_istorii_sovremennosti/ekspeditsiya_osobogo_naznacheniya/.
  5.        Спасательная экспедиция советских военных моряков в Бангладеш (1972–1974 гг.). Электронный источник: http://militera.lib.ru/h/20c2/07.html.
  6.        Судоподъёмные работы в республике Бангладеш. Электронный источник: http://kronvestnik.ru/museum/14594.
  7.        Розин А. Участие ВМФ СССР в тралении и судоподъёме в Бангладеш. Электронный источник: http://flot.com/history/events/bangladeshoperation-2/.
  8.        Фото из личного архива Александра Соболева.
Закрыть