Внимание!
Вы просматриваете новость в старой версии сайта. Возможны проблемы с отображением в некоторых версиях браузеров.

Закрыть

Пять сбежавших кораблей

Ракетный катер проекта «Саар». Такие катера изаильтяне угнали из Шербура

В Рождество 1969 года израильские спецслужбы провели одну из своих самых остроумных и дерзких операций. Как ни удивительно — во Франции. Пошли они на это не от хорошей жизни.

Современный Израиль, образовавшийся в 1948 году, сразу же оказался в недружественном окружении. Мощные и боеспособные вооружённые силы были для этой маленькой страны средством выживания. При их строительстве наибольшее внимание уделялось авиации, на втором месте стояли танковые войска. А флоту не повезло: он был на положении бедного родственника и состоял всего из трёх устаревших британских эсминцев, пары дряхлых подлодок и всякой мелочёвки с сомнительной боеспособностью.

В начале 60-х годов Германия согласилась помочь Израилю и профинансировать для него постройку нескольких ракетных катеров. Правда, немецкие конструкторы и израильские заказчики здорово разошлись в вопросе требований к кораблям. Всё закончилось тем, что немцы были вынуждены передать техническую документацию и права на постройку французской верфи в городе Шербуре на атлантическом побережье Франции. Казалось бы, всё хорошо: Франция уже строила для Израиля и самолёты, и танки. А вот с катерами гладко не вышло…

Возмездие и последствия

Французы в эти годы активно строили дружеские отношения с арабскими странами. Одновременно «холодал» политический климат в израильско-французских связях. В 1967 году президент Франции Шарль де Голль объявил об отказе поставлять в Израиль наступательное вооружение. Это был первый тревожный звонок.

Операция израильских спецвойск, проведённая в ответ на обстрел самолёта в афинском аэропорту, привела к полному эмбарго на поставки вооружений из Франции

В декабре 68-го года палестинские террористы обстреляли в аэропорту Афин израильский самолёт, при этом погиб один гражданин Израиля. Через два дня последовала ответная операция — рейд израильских войск специального назначения на гражданский аэропорт Бейрута. Подразделения «Сайерет Цанханим» и «Сайерет Маткаль» получили задачу уничтожить все самолёты, которые будут идентифицированы как арабские. В результате безупречных действий спецназа не пострадал ни один человек, зато ливийская и ливанская авиакомпании лишились суммарно тринадцати лайнеров. Для западных стран это выглядело так, словно Израиль наказал кого попало.

Вопрос полного эмбарго на поставки в Израиль вооружений из Франции был теперь делом ближайшего времени. Одним из первых это понял глава израильской военной миссии во Франции контр-адмирал Мордехай Лимон. Он срочно позвонил в Шербур и приказал своим офицерам, наблюдавшим за сдаточными испытаниями катеров, любой ценой увести хотя бы готовые корабли. 3 января 1969 года эмбарго было объявлено, но два катера всё-таки ушли на следующий день, воспользовавшись уже полученным разрешением на испытания.

На верфи оставалось ещё пять.

Хитрости и комбинации

Алуф (контр-адмирал) Мордехай ЛимонСитуация сложилась обоюдно неудобная. Франция, например, быстро поняла, что катера в Шербуре — это «чемодан без ручки». Их было нельзя отдавать израильтянам и не получалось использовать для себя, потому что строились корабли под израильское вооружение и оснащение. Израильтяне, в свою очередь, очень хотели получить катера либо неустойку за них. Причём М. Лимон, человек с прекрасным экономическим образованием, был настроен серьёзно поторговаться за сумму компенсации.

Внезапно появился шанс удобного выхода из патовой ситуации. Норвежская нефтедобывающая компания «Старбот» вызвалась перекупить оставшиеся катера для обслуживания нефтяных платформ в Северном море. Корабли были нужны настолько срочно, что «Старбот» был готов не только переплатить израильтянам за переуступку прав, но и попросил, чтобы израильские моряки, которые уже успели освоить катера, сами довели покупку до места работы.

Таким образом, Мордехаю Лимону пришлось торговаться уже с норвежцами, точнее, с их представителем — Мартином Симом. Французы с облегчением ждали, чем всё закончится, хотя если бы они решили «копнуть» под норвежцев, то были бы неприятно удивлены. Ведь на самом деле Мартин Сим был не только известным норвежским бизнесменом, но и человеком, имевшим хорошие связи с Израилем. А компания «Старбот», хоть и норвежская, но зарегистрированная в Панаме, являлась всего лишь «пустышкой», специально созданной офицерами израильской спецслужбы «Моссад».

А пока Лимон с Симом разыгрывали свой спектакль, Шербур внезапно стал настоящим центром притяжения для израильских туристов, желавших посмотреть город в дни католического Рождества. Странное дело: туристы почему-то сплошь были военными моряками.

Рождественский «подарок»

По ночам из шербурского порта доносился громкий рёв корабельных двигателей. Израильских «туристов» он почему-то не беспокоил, а вот местные жители пожаловались в полицию. Катерники оправдывались тем, что декабрьские ночи холодны, приходится обогреваться дизелями, а то и околеть недолго.

Французы спохватились, только когда корабли-беглецы прошли Гибралтарский пролив

Наступило Рождество. Израильтяне не зря назначили реализацию своего плана на этот день: они не без оснований считали, что большинство добропорядочных французов проведёт вечер за праздничным столом. Это ожидание оправдалось, зато погода чуть не смешала все карты: 24 декабря над Бискайским заливом разразился девятибалльный шторм.

Катера из Шербура у причала в израильском порту ХайфаОтправляться в бушующую Атлантику на кораблях, построенных для Средиземного моря, было сродни самоубийству. Только ближе к утру, когда синоптики сообщили, что шторм перемещается в сторону Англии, Лимон отдал приказ выходить из порта.

В первые часы французы даже не поняли, что произошло. Сообщалось, что норвежцы просто забрали свои катера. Только после информации, что в Португалии заправились пять кораблей военного типа, а затем о том, что те же пять кораблей прошли Гибралтарский пролив, французские военные поняли, как их провели. По некоторым сведениям, министр обороны Франции Мишель Дебре даже приказал поднять авиацию и уничтожить угнанные катера. Но начальник генерального штаба ответил, что скорее уйдёт в отставку. Так что 1 января все пять кораблей благополучно вошли в порт города Хайфы.

Виновником случившегося французы объявили Мордехая Лимона. Ему предписали немедленно покинуть Францию. Но вряд ли контр-адмирал сильно об этом сожалел, особенно когда через несколько лет читал в газетах, как во время Войны Судного дня израильские ракетные катера возвращались с победой с очередного боевого задания.

Автор текста — Андрей Уланов

Источники:

  1. http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/History/Cherbourg.html.
  2. Rabinovich, A. The Boats of Cherbourg.
  3. http://www.jpost.com/Magazine/Escape-from-Cherbourg.
  4. http://www.waronline.org/IDF/Articles/Navy/embargo.htm.
  5. http://www.bratishka.ru/archiv/2010/12/2010_12_10.php.
Закрыть