Внимание!
Вы просматриваете новость в старой версии сайта. Возможны проблемы с отображением в некоторых версиях браузеров.

Закрыть

Бронированная «ведьма» армии США

hellcat_title_684_2

До начала Второй мировой войны армия США не закладывала бюджетов на усиление бронетанковых войск. Но разгром Франции в 1940 году оказался для американских генералов сродни холодному душу. Разгорелись дебаты относительно того, стоит ли тратить деньги на средний танк, предназначенный для борьбы с вражеской бронетехникой, или поручить эту задачу гораздо более дешёвым полевым пушкам.

Прозвище «Хеллкет» произошло от логотипа, которым конструкторы фирмы «Бьюик» снабдили своё детище: на нём огромная пантера с горящими глазами грызла танковые гусеницы. Девиз на логотипе гласил: «Настичь, ударить, уничтожить»

Отдельную концепцию предложил авторитетный американский генерал Лесли Макнейр, командующий сухопутными войсками США. Его идея заключалась в создании манёвренного истребителя бронетехники, предназначенного для атаки вражеских танковых клиньев с флангов. Когда работа была завершена, армия США даже не стала дожидаться конца испытаний и сразу заказала тысячу новых ПТ-САУ.

Самоходка была принята на вооружение в начале 1944-го под обозначением M18 (прототип назывался Т70). Однако к этой машине сразу же прицепилось неофициальное прозвище — Hellcat. На русский язык это название неверно переводят как «адская кошка», хотя на самом деле слово означает «ведьма». Оно произошло от логотипа, которым конструкторы фирмы «Бьюик» снабдили своё детище: на нём огромная пантера с горящими глазами грызла танковые гусеницы. Девиз на логотипе гласил: «Настичь, ударить, уничтожить».

Приключения «Ведьмы» в Европе

Боевой дебют «Хеллкета» пришёлся на время Анцио-Неттунской операции в Италии (первая половина 1944 года). Всего в Италию перебросили пять самоходок. Машины прибыли в расположение частей в начале мая, а 23-го числа, с началом генерального наступления союзников, вступили в бой. На ход боевых действий в Италии несколько самоходок, конечно же, не повлияли, но приятно удивили командование батальонов продемонстрированной скоростью. Манёвренность ПТ-САУ гарантировала, что они не окажутся лёгкой целью для врага. Наряду с этим военные отмечали: места в танке явно не хватало, экипажам приходилось изо дня в день работать в тесноте. Проблема была и с размещением боекомплекта.

Тем не менее как истребители танков «Ведьмы» показывали себя блестяще. 18 сентября 1944 года в Нанси лейтенант Эдвин Лейпер, командир взвода М18 из 704-го батальона, возглавлял подразделение на марше к Монкуру. Неожиданно в клубах тумана он заметил немецкий танк. Взвод (скорее всего, три машины) был развёрнут по команде и открыл огонь.
Чтобы уничтожить пять немецких танков, трём «Ведьмам» понадобилось всего пять минут.
С американской стороны была потеряна всего одна ПТ-САУ
 На то, чтобы уничтожить пять немецких танков, «Ведьмам» понадобилось всего пять минут. С американской стороны была потеряна всего одна ПТ-САУ. Позднее командир другого взвода «Хеллкетов» сержант Генри Хартман подбил 6 танков, большинство из которых были «Пантерами».

Важную роль М18 сыграли в ходе Арденнской операции, которую американцы называют «Битвой за Выступ». Одним из ключевых моментов сражения стала попытка немцев захватить около города Новилля топливные склады союзников, без которых наступление вермахта неизбежно бы забуксовало. На перехват внезапно обнаруженной группы немецких танков, продвигавшихся по второстепенной дороге, был направлен батальон «Хеллкетов». В ходе форсированного марша эти самоходки продемонстрировали практически предельную скорость — 89 км/ч. Атака М18 близ Новилля увенчалась успехом: они уничтожили 24 немецких танка, включая несколько «Тигров». Противник потерял около полутысячи солдат и офицеров убитыми и ранеными. Фактически это означало, что планы немцев сорваны. Тактика применения самоходок «бей и беги» (shoot and scoot) в полной мере оправдала себя.

Головная боль немцев

Если говорить объективно, то 76-мм орудие «Ведьмы» было способно с дальней дистанции пробивать броню машин противника толщиной только до 88 мм. Этого вполне хватало для уничтожения танков PzKpfw IV, но было недостаточно для борьбы с новой тяжёлой бронетехникой врага — «Тиграми» и «Пантерами». Уже на расстоянии чуть меньше километра «Хеллкеты» не могли пробить лобовую броню этих танков, а попытка приблизиться к ним с фронта была для М18 настоящим самоубийством.

С другой стороны, орудие «Ведьмы» сравнительно легко пробивало «Пантеру» в борт или корму. Из-за крупной боковой проекции наводчикам М18 было проще целиться. Вероятность уничтожения «Пантеры» сильно повышалась из-за того, что боеукладка этого танка располагалась вдоль бортов.

Полностью оправдала себя ставка на манёвренность «Ведьм». Американские военные справедливо рассуждали, что вражеские пушки крупных калибров так или иначе пробивают броню любого танка союзников. А М18 могла не только сполна «вернуть долг» противнику своим огнём, но ещё и превосходила его в подвижности. Один из американских военных говорил о «Ведьме»: «Наша самая эффективная машина, что я видел в боях против немцев».

В годы Второй мировой войны США поставляли M18 Hellcat в Китай, поддерживая его борьбу против Японии. После окончания войны «Хеллкетами» вооружались армии Югославии, Южной Кореи, Венесуэлы. Причём в армиях последних двух стран M18 оставались вплоть до конца 2000-х годов. Если верить легендам, ведьмы вообще живут долго. Hellcat благодаря своей удачной конструкции и характеристикам — яркое тому подтверждение.

Автор текста — Юрий Бахурин

Источники:

Закрыть