Внимание!
Вы просматриваете новость в старой версии сайта. Возможны проблемы с отображением в некоторых версиях браузеров.

Закрыть

Воины железных дорог

Бронепоезда вышли на поля сражений за полвека до танков. А вся их боевая карьера продлилась около 80 лет. О бронепоездах снимали кино и писали песни. В советских военных документах они по-свойски назывались бепо.

Как бронепоезда захватили Баку, чем необычна «Волосатая Мэри», какой бронепоезд был самым маленьким — в нашем историческом дайджесте.

«Сухопутный Мерримак» — первый настоящий бронепоезд, 1862 год

Когда во время Гражданской войны в США северяне осадили Ричмонд, командование южан опасалось, что против города будут использованы осадные орудия. Чтобы противостоять этой угрозе, генерал Ли заказал железнодорожную платформу с мощным морским 165-мм орудием. Построить её и предоставить обслугу для орудия должен был флот. У него уже имелся опыт постройки бронированных кораблей — совсем недавно пароход «Мерримак» был перестроен в броненосец «Вирджиния».

«Сухопутный Мерримак» представлял собой бронированный вагон, защищённый толстыми полосами катаного железа, размещёнными на дубовой основе в два слоя. Броня устанавливалась спереди и по бокам, верх вагона и задняя часть были открытыми, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию и возможность эвакуировать экипаж. Позади броневагона располагался паровоз, защищённый от пуль и осколков тюками хлопка. Такая же «броня» была у тележек со стрелками.

Единственное применение «Сухопутного Мерримака» в качестве средства поддержки войск состоялось в бою у станции Сейвидж в конце июня 1862 года. Оно оказалось достаточно успешным: огнём бронепоезда было уничтожено много северян, кроме того, им пришлось бросить госпиталь с двумя с половиной тысячами раненых.

«Волосатая Мэри» — самая необычная броня, 1899 год

Впервые в истории бронепоезда получили широкое применение в англо-бурской войне 1899–1902 годов. Буры активно использовали партизанскую тактику, нарушая снабжение британской армии. Для защиты коммуникаций англичане стали строить и применять бронепоезда в качестве передвижных гарнизонов.

Один из самых интересных бронепоездов этого периода был построен на базе локомотива «Хэйвлок». Его особенностью было то, что вместо броневых листов применялась защита из пеньковых канатов толщиной 6 дюймов (около 15 сантиметров). Они делали паровоз практически неуязвимым для пуль и снарядов малого калибра.

Из-за экзотического внешнего вида локомотив получил прозвище «Волосатая Мэри». Это самая необычная защита бронепоезда из всех, которые применялись за время существования данного вида вооружений.

Первый российский бронепоезд, 1914 год

Построен в городе Тарнополе, в мастерских 9-го железнодорожного батальона, на основе трофейного австро-венгерского паровоза и трёх вагонов: двух пулемётных и одного орудийного. Вооружение также было трофейным. Оно состояло из 80-мм австрийской пушки и 12 пулемётов. Бронирован поезд был обычной сталью и досками, между которыми засыпали песок. Для наблюдения за полем боя на крыше одного из пулемётных вагонов имелась специальная башня.

Несмотря на общую примитивность конструкции, поезд успешно воевал и проявил себя в целом ряде сражений Первой мировой войны. Так, на львовском направлении 22 августа 1914 года внезапная атака бронепоезда позволила захватить важный мост и тем самым обеспечить успешное взятие города Станислава. И в дальнейшем бронепоезд 9-го батальона не раз заслужил похвалу командования.

Первый русский бронепоезд завершил свою службу в составе Красной армии на Южном фронте в 1919 году.

Мотоброневагон «Заамурец» — машина причудливой судьбы, 1916 год

Самоходный бронированный вагон, был построен для русской армии по одной из самых передовых схем того времени. Его броневые листы устанавливались под рациональными углами наклона. Вагон приводился в движение бензиновыми моторами, был оснащён дальномерами и перископами для наблюдения, а также телефонами для внутренней связи. Вооружался «Заамурец» 57-мм автоматическими пушками Норденфельда.

За время своей службы броневагон множество раз переходил из одной армии в другую. Начав службу в русской армии, он затем использовался украинскими частями Центральной рады (1917 год). В январе 1918 года экипаж «Заамурца» перешёл на сторону красных, а буквально через месяц его отбила банда анархистов, которая терроризировала на нём деревни под Одессой. Спустя некоторое время вагон снова оказался у красных.

Пути Гражданской войны привели «Заамурец» в Симбирск (современный Ульяновск). Здесь его захватили войска чешского корпуса, сражавшегося на стороне белых. Чехи переименовали его в «Орлика», заменили часть вооружения и использовали вплоть до своего ухода из России. Затем вагон попал к японцам, те передали его белым под Владивостоком. В 1922 году «Заамурец» ушёл вместе с отступающими белыми частями в китайский Харбин. Там в середине 20-х годов он воевал в составе армии китайского полевого командира Чжан Цзу Чана. По некоторым данным, «Заамурец» был захвачен японцами в Маньчжурии в 1931 году.

Рейд на Баку: стратегическая операция бронепоездов, 1920 год

Весной 1920 года Красная армия разгромила белогвардейского военачальника Антона Деникина и приблизилась к границам Азербайджана. Захват этой республики был очень важен, так как здесь находились богатые нефтяные промыслы. Ситуация осложнялась тем, что местные власти в любой момент были готовы поджечь скважины, чтобы они не достались большевикам.

Для решения этой проблемы были выделены четыре красноармейских бронепоезда: «Тимофей Ульянов», «III Интернационал», «Красный Дагестан» и «Красная Астрахань». В ночь на 27 апреля они прорвались через укреплённые пункты противника, прошли с боями примерно двести километров и ворвались в Баку.

Когда сторонники красных узнали о стремительном продвижении бронепоездов, в столице Азербайджана вспыхнуло восстание. Всего за один день власть в городе и республике перешла в руки большевиков.

Английский бронепоезд № 13 — самый маленький в истории, 1940 год

Этот «лилипут» строился под узкоколейное железнодорожное полотно шириной в 38,1 см. Он состоял из двух вагонов, в одном находилось противотанковое ружьё «Бойс», а в другом — два пулемёта, один из которых — зенитный.

Несмотря на суеверность, англичане присвоили бронепоезду номер 13. Паровоз с юмором окрестили «Геркулесом». «Тринадцатый» заступил на боевое дежурство в июле 1940 года.

Несмотря на то что высадка немцев на Британских островах так и не состоялась, бронепоезд-малютка принял участие в боевых действиях. Во время авиационного наступления немцев, известного как «Битва за Британию», зенитчики «тринадцатого» заявили о двух сбитых самолётах противника: бомбардировщике He-111 и истребителе Bf.109.

Поезд нёс службу до 1943 года.

Бронепоезд № 1 66-го дивизиона — наиболее мощно вооружённый, 1942 год

Этот советский бронепоезд был построен в Ворошиловграде (ныне — Луганск), на заводе имени Октябрьской революции. Он состоял из бронированного паровоза и двух бронеплощадок. На первой была установлена башня от танка Т-34 с 76-мм пушкой, две 76-мм пушки отдельно и ещё шесть пулемётов. Вторая платформа несла башню от КВ-2 со 152-мм гаубицей, пушки калибра 76 и 45 мм (последняя — в башне от Т-34) и восемь пулемётов. Кроме этого на поезде находились два зенитных пулемёта ДШК.

Бронепоезд в составе 66-го дивизиона активно участвовал в боевых действиях, сражаясь под Ворошиловградом. В боевых отчётах сохранились упоминания о том, что ему приходилось отражать до 18 немецких атак с воздуха, есть сведения о сбитых самолётах противника.

Немецкие разведывательные поезда — самые манёвренные, 1944 год

Пожалуй, самыми манёвренными бронепоездами Второй мировой войны были немецкие тяжёлые и лёгкие «разведывательные поезда». Они состояли из нескольких (до 10 у лёгких и до 12 у тяжёлых) бронированных дрезин с двигателями внутреннего сгорания. Особенность разведывательных поездов была в том, что при необходимости дрезины могли действовать не только как часть состава, но и по отдельности. Это был большой плюс к тактическим возможностям бронепоезда.

Бронедрезины вооружались пулемётами, автоматическими 20-мм зенитками и орудиями различных калибров, снятыми с немецких, итальянских и, возможно, советских танков.

Применялись во время боевых действий на Балканах во второй половине 1944 года.

Бепо «Козьма Минин» и «Илья Муромец» — самый длинный боевой путь,
1942–1945 годы

Эти два бронепоезда входили в состав 31-го особого дивизиона. Слово «особый» означало, что на вооружении бронепоездов имелись установки для запуска реактивных снарядов. Кроме них «Козьма Минин» и «Илья Муромец» несли 76-мм орудия, пулемёты и зенитки.

На боевое дежурство бронепоезда заступили в апреле 1942 года в составе Брянского фронта. В 1943 году сражались под Болховом и Мценском, прикрывали наиболее слабые участки советской обороны. В этих боях бепо уничтожили 11 немецких огневых точек, миномётную батарею, два эшелона.

В 1944–1945 годах «Илья Муромец» и «Козьма Прутков» прошли с боями Украину, Польшу и Германию. Своим огнём они прикрывали войска Красной армии при форсировании Вислы и освобождении Варшавы. Конец войны встретили в Германии, в районе Франкфурта-на-Одере, охраняя тылы 1-го Белорусского фронта.

Авторы текста — Евгений Белаш, Владимир Пинаев и Фёдор Лисицын

Источники:

  1. Hodges Robert, Dennis Peter. American Civil War Railroad Tactics. Osprey publishing, 2009.
  2. Malmassari Paul. Les trains blindés 1826–1989. Heimdal, 1994.
  3. Коломиец М. Бронепоезда в бою 1941–1945. М.: Стратегия КМ, Яуза, Эксмо, 2010.
  4. Коломиец М. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны. Фронтовая иллюстрация, № 5, 2005.
  5. Коломиец М. Русские бронепоезда Первой мировой. М.: Эксмо, Яуза, 2013.
Закрыть